Браковка грузоподъёмных стропов: нормы, правила, осмотр и списание

Блог СтропЭксперт.ру

ВСЯ информация о браковке и списании стропов — для управленцев, стропальщиков и бухгалтеров. Инструкция поможет избежать огромных штрафов и сохранит жизни работников.

Статья очень большая и содержит всю информацию. Для поиска конкретной информации пользуйтесь поиском по странице или содержанием.

Содержание:

  1. Общие положения и нормативная база
  2. Общие признаки, при которых стропы подлежат браковке
  3. Браковка текстильных стропов
  4. Браковка канатных стропов
  5. Браковка цепных стропов
  6. Осмотр стропов: периодичность и порядок проведения
  7. Журнал учёта и осмотра стропов
  8. Штрафы
  9. Оформление выбраковки: акт и списание стропов
  10. Скачать образцы актов
Текстильные стропы

Текстильные стропы

от 200 ₽ до 109 100 ₽

Выбрать
Стропы канатные

Стропы канатные

от 735 ₽ до 509 092 ₽

Выбрать
Цепные стропы

Цепные стропы

от 1 500 ₽ до 199 900 ₽

Выбрать

1. Общие положения и нормативная база

Браковка грузоподъёмных стропов (также употребляются термины выбраковка, отбраковка или списание стропов) – это процедура вывода стропа из эксплуатации из-за обнаруженных дефектов или износа, превышающих допустимые нормы. Данная мера критически важна для безопасности работ: использование неисправных стропов представляет большую опасность для жизни персонала и окружающих. Все детали имеют значение – каждая мелочь может привести к аварии, поэтому нормативные документы устанавливают строгие правила контроля состояния съёмных грузозахватных приспособлений (СГП), к которым относятся и стропы.

Нормативные документы

В Российской Федерации требования к безопасной эксплуатации и браковке стропов регламентируются рядом документов:

  • Федеральные нормы и правила (ФНП) Ростехнадзора – актуальный приказ Ростехнадзора №461 от 26.11.2020 г. «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъёмные сооружения» (с изм. 2024 г.). В этом документе есть отдельные пункты, касающиеся осмотра и выбраковки стропов и других СГП. В частности, приведены критерии браковки канатных, цепных и текстильных стропов (приложения к ФНП).
  • Правила по охране труда (ПОТ): исторически большую роль играют Межотраслевые правила по ОТ при погрузочно-разгрузочных работах (ПОТ РМ-007-98). Эти правила (действовали с 1998 г.) предписывали порядок осмотра СГП и нормы их выбраковки. Многие предприятия всё ещё ориентируются на эти требования.
  • Правила безопасности Ростехнадзора для грузоподъёмных механизмов: ранее действовали Правила ПБ 10-382-00 (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов), содержавшие разделы о СГП. Также существовал руководящий документ РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации», утверждённый Госгортехнадзором РФ, который детально описывал конструкцию стропов и требования к их осмотру и браковке.
  • ГОСТ и технические условия: для стропов разработаны стандарты. Канатные стропы изготавливаются по ГОСТ 25573-82; для цепных стропов ТУ 3150-001-52466920-2005; для СГП в целом – ГОСТ 33715-2015 (носящий рекомендационный характер, устанавливает ориентировочные сроки службы СГП). Также ГОСТ 12.3.009-76 и другие стандарты по безопасности содержат требования к применению грузозахватных приспособлений.

Таким образом, браковка стропов должна проводиться строго по нормам, указанным либо в эксплуатационной документации (паспорте и инструкции изготовителя), либо в официальных нормативных актах. ФНП Ростехнадзора требуют: если в руководстве по эксплуатации ПС или самого стропа приведены конкретные нормы браковки – применять их; при отсутствии таких данных – использовать нормы, закреплённые в правилах (приложение №7 ФНП для стропов). Применение «здравого смысла» здесь тоже обязательно: если любой дефект явно влияет на прочность или надёжность стропа, он должен быть выведен из работы немедленно.

Ответственность за проведение своевременной выбраковки возлагается на инженерно-технический персонал, ответственный за исправность оборудования и безопасность работ. Обычно приказом по организации назначается лицо, ответственное за содержание СГП и тары в исправном состоянии – этот специалист организует осмотры, учёт и выбраковку стропов. Однако и сами работники, непосредственно использующие стропы (стропальщики, крановщики), обязаны проверять их перед каждым применением – об этом подробнее ниже.

2. Общие признаки, при которых стропы подлежат браковке

Существуют общие критерии, при наличии которых любые грузовые стропы не допускаются к работе.

К таким основаниям относятся:

  • Отсутствие идентификации: если на стропе отсутствует бирка (клеймо) с маркировкой или надписи не читаются. Без бирки невозможно определить грузоподъёмность, завод-изготовитель и другие паспортные данные – такой строп считается «неизвестным» и должен быть изъят из эксплуатации.
  • Превышение допустимого износа или деформации основных элементов: любое повреждение, выходящее за пределы норм, установленных стандартами (конкретные цифры для разных типов стропов приведены далее). Критический износ несущих элементов более 10%–40% (в зависимости от материала и элемента) от их первоначальных размеров является основанием для выбраковки.
  • Наличие трещин, разрывов, деформаций: трещины любых размеров на металлических частях (звеньях цепи, скобах, кольцах, крюках и т.п.) недопустимы – при обнаружении трещины строп немедленно выводится из работы. Разрывы несущих элементов (прядей каната, нитей текстильной ленты) также не допускаются свыше определённых размеров (практически любой полный обрыв хотя бы одной несущей части стропа – серьёзный дефект). Сильные остаточные деформации (растяжение звена цепи, разгибание/деформация скобы или звена) также являются причиной для списания.
  • Повреждения от высоких температур или электрической дуги: оплавление, прожжённые участки, следы воздействия дугового разряда на металле – всё это признаки, что строп подвергался недопустимым нагрузкам. Стропы с признаками воздействия дугового разряда или температуры не допускаются к работе. У текстильных строп прожжённые отверстия от брызг расплавленного металла >10% ширины ленты или множественные ожоги также требуют выбраковки.
  • Коррозионный износ: существенная ржавчина, вызвавшая уменьшение сечения металла сверх нормы, тоже служит основанием. Для стальных канатов снижение диаметра на ≥10% из-за внутренней коррозии недопустимо, для цепей – уменьшение толщины звена более 10% вследствие коррозии или истирания недопустимо.
  • Прочие дефекты конструкции: смещение каната в местах опрессовки втулок или в заплетке, выступающие концы проволок, выдавливание сердечника каната наружу, ослабление швов у текстильных петель, отсутствие стопорных предохранительных защёлок на крюках и т.д. – все эти дефекты при оценке признаются опасными и требуют вывода стропа из работы.

Важно отметить: если срок безопасной службы стропа истёк, либо неизвестен (строп старый, без документации) – такой строп не должен находиться на рабочей площадке. Хотя нормативы рекомендуют назначать срок службы (ГОСТ 33715-2015 приводит примерные сроки для разных стропов), прямого запрета эксплуатировать строп по истечении какого-то срока нет, при условии что его состояние в норме. Однако в паспортах обычно указывается гарантийный срок (примерно 3 месяца на строп) – после его истечения ответственность за состояние полностью ложится на эксплуатанта. В любом случае, браковочные признаки – первостепенны, и при их появлении ждать «окончания срока службы» не нужно: строп выбраковывается сразу.

Далее рассмотрим подробные критерии выбраковки для каждого вида стропов – текстильных, канатных и цепных – согласно действующим нормам.

3. Браковка текстильных стропов

Браковка текстильных строп
Текстильные (ленточные и круглопрядные) стропы широко применяются благодаря своей лёгкости и высокой грузоподъёмности, однако они чувствительны к порезам, истиранию и химическому воздействию. Правила браковки текстильных стропов регламентированы как отраслевыми документами (РД 10-33-93, ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98), так и новыми ФНП Ростехнадзора (п.273 приказа №461). Основные дефекты, при которых текстильный строп подлежит немедленной выбраковке:

Нет бирки или маркировки

Отсутствие или нечитаемость бирки с данными о стропе (грузоподъёмность, изготовитель) – основание для запрета использования. Без бирки невозможно удостовериться в характеристиках стропа.

Узлы на ленте

Наличие узлов, завязанных на несущей ленте стропа, недопустимо. Узел существенно ослабляет прочность текстильной ленты, поэтому такой строп бракуется.

Поперечные надрывы или порезы ленты

Любые поперечные разрывы лент независимо от их размеров делают строп негодным. Даже небольшой поперечный надрез перерезает часть нитей по ширине ленты, что резко снижает грузоподъёмность.

Длинные продольные разрезы

Продольные порезы или разрывы ленты опасны при значительной длине. Предельное допустимое: не более 50 мм единовременно, при этом суммарная длина всех продольных повреждений не более 10% длины ветви стропа. Если один разрез длиннее 5 см или общая длина множества порезов превышает десятую часть длины стропа – строп бракуется.

Местное расслаивание ленты

Если слои текстильной ленты (особенно у многослойных строп) начинают расслаиваться, это признак разрушения структуры. Нормы устанавливают: расслаивание более 0,5 м по длине ленты (на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах) при разрыве трёх и более строчек шва – недопустимо. Также опасно расслаивание в области заделки концов ленты (у петли): более 0,2 м по длине с разрывом ≥3 нитей шва, либо отслоение края ленты у петли более 10% длины прошивки – причина для выбраковки.

Повреждения нитей и ткани ленты

  • Поверхностные обрывы нитей (растрёпывание) на поверхности ленты общей длиной >10% ширины ленты являются критичной. Если по ширине 100 мм нити оборваны на участке шириной более 10 мм – это более 10%.
  • Единичные местные повреждения (дырки, протёртости) шире 10% ширины ленты и длиннее 50 мм также не допускаются.
  • Сквозные отверстия (проколы) от острых предметов диаметром >10% от ширины ленты требуют списания стропа. Кроме того, наличие трёх и более сквозных отверстий, даже меньшего диаметра, если расстояние между ними менее 10% ширины ленты – также недопустимо (множественные отверстия ослабляют ленту).

Химическое воздействие

Текстильные стропы чувствительны к кислотам, щёлочам, растворителям, нефтепродуктам. Если лента имеет заметные повреждения от химических веществ, суммарно на >10% длины или ширины, либо отдельные участки химического разъедения >10% ширины ленты (даже если по длине небольшой участок) – строп подлежит выбраковке. К примеру: пятна кислоты, вызвавшие разрушение нитей на участке шириной >10% – критично.

Термические повреждения

Прожжённые отверстия от попадания раскалённых брызг металла диаметром >10% ширины ленты являются браковочным признаком. Также, если есть несколько прожжённых отверстий (≥3) близко друг к другу (<10% ширины между ними) – строп нельзя использовать.

Сильное загрязнение

Если текстильный строп более чем на 50% своей длины пропитан или покрыт веществами (цемент, краска, грунт, нефть и пр.), которые могут скрывать повреждения или влиять на материал, его необходимо забраковать. «Строп, наполовину залитый цементным раствором или краской, считается непригодным – как минимум до очистки и повторной оценки, но обычно его проще списать».

Комбинация дефектов

Если даже нет одного явно предельного повреждения, но совокупность многих мелких дефектов на значительной площади (более 10% ширины и длины стропа) – это основание вывести строп из эксплуатации. Суммирующее воздействие многочисленных потертостей, мелких надрезов, дырочек по всей ленте ослабляет её не меньше, чем один крупный дефект.

Отдельно отмечены недопустимые дефекты конструкционных элементов текстильных стропов – то есть их металлических частей: петель, звеньев, скоб, крюков и пр. На них не допускается:

  • Наличие трещин любых размеров.
  • Деформация или износ металла, уменьшающий площадь сечения на 10% и более (протертость или вмятина на кольце, крюке).
  • Остаточные деформации, меняющие первоначальный размер элемента >3% (растянутый на >3% по длине овальный соединительный овал).
  • Повреждения резьбовых соединений, раскручивание или поломка стопорных устройств (неработающие замки карабинов, защёлки крюков и т.п.).

Все перечисленные нормы соответствуют требованиям ФНП и отраслевых РД, а также подтверждаются на практике. «Отсутствие бирки, узлы на ленте, разрывы, химия, прожоги» – все эти пункты напрямую указаны в п.273 ФНП и в руководящих инструкциях.

Кроме того, для круглопрядных текстильных стропов (кольцевых бесконечных строп, состоящих из нескольких витков нитей в чехле) добавляются требования:

  • Разрыв или существенное повреждение защитного чехла (оболочки) – строп выводится из работы.
  • Обнаружение обрывов внутренних нитей: если внутри разорвалось определённое количество нитей сердечника (6 и более нитей, как указывается в некоторых нормативах), то даже при целом чехле строп считается непригодным.
  • Разрывы ниток в узле сшивки (у петлевых круглопрядных строп) более чем на 10% длины шва – также повод для выбраковки.
  • Сквозные отверстия в чехле (оболочке) круглопрядного стропа – аналогично ленте, не допускаются, так как через них может происходить повреждение внутренних нитей.

Любой значительный надрыв, прорезь, узел или существенный износ – это основание немедленно изъять строп из эксплуатации. Текстильные ленты не подлежат ремонту склейкой или прошивкой – самостоятельный ремонт строп запрещён категорически. Поэтому обнаружив указанные дефекты, строп просто списывается и утилизируется.

4. Браковка канатных стропов

Браковка канатных строп
Канатные стропы из стальных канатов (грузовые стропы с металлическим канатом и оконцеванием петлями, втулками или раскреплёнными концами) – один из самых распространённых видов. Они регламентированы ГОСТ 25573-82 и упомянутым РД 10-33-93. При эксплуатации канатных строп особое внимание уделяется состоянию самого каната по всей длине и местам его закрепления.

Отсутствие бирки или маркировки

Строп бракуется (это общее правило для всех видов, повторим его тут).

Износ проволок наружного слоя

Если износ более 40% от их диаметра – недопустим. То есть, если стальной канат сильно потрёпан и проволочки истончились почти наполовину, прочность существенно снижена. Такой строп нельзя использовать.

Разрушение сердечника каната

Если при осмотре выявлено, что сердечник каната разорван или выдавлен наружу из витков – строп подлежит выбраковке. Целостность сердечника – залог структуры каната; его обрыв означает потерю несущей способности.

Уменьшение диаметра каната

Это интегральный показатель износа. Нормы: уменьшение номинального диаметра каната на 7% и более из-за коррозии (для обычных канатов), на 3% и более для специальных некрутящихся канатов, или на 10% и более при внутреннем износе/разрушении сердечника – недопустимо. Иными словами, если 20-мм канат стал тоньше ~18,6 мм (7% потери) из-за ржавчины – его бракуют; для некрутящихся канатов предел ещё жёстче (3%). Даже если нет видимых обрывов проволок, но диаметр уменьшился сверх этих процентов – канатовый строп подлежит списанию.

Повреждения оконцеваний (концевых соединений)

Если у стропа деформированы или потрескались коуши (скобы-вставки в петлях) – при уменьшении их толщины >15% от номинала или при наличии трещин – строп списывается. Также недопустим износ или трещины обжимных втулок на концах (уменьшение толщины втулки >10% от нормы). Места заделки каната (заплетка, зажимы) не должны иметь смещения или выскальзывания каната – если канат проскальзывает из петли или зажимов, это признак дефекта, такой строп выбраковывают.

Вылазка проволок из каната

При осмотре мест заплетки или крепления не должно быть торчащих концов проволок более чем на 1/2 диаметра каната. Торчащие проволоки свидетельствуют о разрыве проволок или распускании каната в заплетке – это опасно.

Волнистость (кордаж) каната

Если канат имеет волноподобные изгибы (дефект, называемый «кордаж» или локальная гибкость), нормативы дают критерий: при спиралевидной волнистости, когда изгиб витков совпадает с направлением свивки, диаметр воображаемой спирали не должен превышать 1,08 диаметра каната; если изгиб против направления свивки – не более 1,33 диаметра. Превышение этих коэффициентов – строп бракуется. Проще говоря, сильная волнистость каната (когда он не лежит прямо, а идет волной) недопустима.

Следы перегрева или электрического удара

Любые оплавления, побежалость (окалина) от нагрева или точки входа/выхода электрической дуги на канате – причина для немедленной выбраковки, даже если остальное в порядке.

Количество оборванных проволок

Это ключевой критерий для канатов. Существует таблица допустимого числа оборванных проволок на определённой длине каната. Согласно нормам (таблица 3 ФНП) для стропов из каната двойной свивки максимум составляет: 4 обрыва на участке длиной 3*d (d = диаметр каната),6 обрывов на участке 6*d,16 обрывов на участке 30*d. Если число видимых обрывов наружных проволок превышает эти значения – канатный строп подлежит браковке. К примеру, для каната Ø20 мм: на длине 60 мм допускается не более 4 обрывов, на 120 мм – не более 6, на 600 мм – не более 16. Превышение – всё, строп нельзя использовать. При этом есть поправка: если наружные проволоки уже изношены на 30% диаметра или канат похудел на 5% в диаметре из-за износа, указанные нормы обрывов снижаются вдвое. То есть для уже частично изношенного каната порог терпимости по количеству обрывов уменьшается – это требование безопасности.

Все перечисленные критерии соответствуют как РД 10-33-93, так и современным ФНП Ростехнадзора (п.271 и прил. 3). В итоге, канатный строп должен быть незамедлительно изъят из работы, если:

  • оторвалась хотя бы одна целая прядь каната (это уже крупный дефект, обычно включающий множество проволок) – в ключевых источниках указывается, что при обрыве одной из прядей использование стропа запрещается;
  • число оборванных проволок на любом отрезке длины каната превышает норму из таблицы;
  • визуально заметно уменьшение диаметра, сильная ржавчина, смещение сердечника, выпирающие проволоки и т.п.

Примечание: Запрещается пытаться «ремонтировать» канатный строп скрутками или вязкой проволоки. Строго запрещено продолжать эксплуатацию канатного стропа, если обнаружен обрыв – нельзя связывать оборванный канат узлом или зажимом кустарно. Единственный способ – браковка и замена стропа или хотя бы заменить канатную ветвь.

Также обратим внимание на многоветвевые канатные стропы: кроме общего правила о числе обрывов, для них действует критерий равной длины ветвей. Если у многоветвевого стропа одна или несколько ветвей заметно растянулись больше других, строп становится неравномерным и должен быть выбракован. Согласно некоторым рекомендациям, предельно допустимое остаточное удлинение ветвей канатного стропа – не более 3% (для сравнения: у цепных 1%, у текстильных 6%). Разница в длине ветвей при свободном провисе свыше ~15 мм также упоминается как критерий списания для стропа определённой длины. В любом случае, разные по длине ветви будут нести разную нагрузку, что опасно.

5. Браковка цепных стропов

Цепные стропы (стропы, собранные из стальных цепей и соединительных звеньев) ценятся за прочность и долговечность. Среди всех видов стропов именно цепные имеют наибольший нормативный срок службы – 18 месяцев (в реальности многие служат дольше при должном уходе). Тем не менее и цепи изнашиваются. Нормы браковки цепных стропов регламентируются ПБ 10-382-00, ФНП Ростехнадзора (п.272) и техническими условиями на цепи.

Когда цепной строп подлежит выбраковке

  • Отсутствие бирки/маркировки. Повторим: без идентификационной бирки строп нельзя эксплуатировать.
  • Любые трещины или надрывы в металле цепи. Если при осмотре обнаружены трещины, разрывы, надрывы или расслоения металла хотя бы в одном звене или другой части стропа – эксплуатация прекращается. Треснувшее звено цепи – критический дефект.
  • Пластическая деформация звеньев. Цепь рассчитана работать без остаточных деформаций, поэтому удлинение звена более чем на 3% от первоначальной длины считается браковочным признаком. Иными словами, если звено растянулось (прорезало в соседнее звено или просто вытянулось) хотя бы на 3% – цепь перегружалась, строп непригоден. Пример: звено длиной 60 мм стало 62 мм – это >3%, подлежит замене.
  • Износ сечения звена. Допустимый износ толщины звеньев ограничен 10%. Если диаметр сечения звена уменьшился более чем на 10% от номинала из-за истирания или коррозии – строп бракуется. «Звено диаметром 10 мм протёрлось до <9 мм» – всё, нельзя использовать.
  • Повреждения от высоких температур. Если звенья подверглись воздействию сварки, газорезки, электрической дуги – на них могли появиться микротрещины, изменения структуры. Любые ожоги, оплавления или тем более прожоги звеньев цепи – недопустимо (цепь надо менять). Также если цепь работала при температуре выше допустимой (обычно +200°С для высокопрочных цепей), её прочность может снизиться, такую цепь следует выводить из эксплуатации.
Браковка цепных строп
Кроме цепи, в состав стропа входят соединительные элементы (овальные звенья, крюки, скобы). Их браковочные критерии аналогичны: трещины, деформации, износ >10%, отсутствие предохранительных защёлок на крюках. «Если у крюка отсутствует или не работает защёлка (предохранитель)» — строп нельзя применять, пока крюк не заменён, отсутствие защёлки по правилам фактически выводит строп из эксплуатации.

Для многоветвевых цепных стропов также важна равномерность длины ветвей. Если одна ветвь заметно вытянулась (что для цепи маловероятно до разрушения звеньев, но бывает при разных нагрузках), то строп используют до тех пор, пока разность не станет критической. Официально в нормативах ФНП указано: разность длины ветвей – это признак браковки, а предельно допустимое удлинение ветви цепного стропа порядка 1% (меньше, чем у других, что логично, ведь цепи менее эластичны).

Подведём итог

Цепной строп нужно забраковать, если:

  • есть хотя бы одно треснутое или сломанное звено;
  • визуально заметно, что звено растянуто или разогнуто;
  • измерения показывают, что толщина звена уменьшилась более чем на 10%;
  • отсутствует бирка или важные элементы (допустим, предохранительные замки на крюках);
  • присутствуют серьёзные дефекты от сварки/нагрева.

Цепи обычно не ремонтируют сваркой (сварка нарушает термообработку), поэтому заменяют всю цепную ветвь или весь строп при обнаружении дефектов. Правила (прилож. №7 ФНП) однозначно указывают: «цепной строп подлежит браковке при удлинении звена >3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения >10%» – это два ключевых числовых ориентира.

6. Осмотр стропов: периодичность и порядок проведения

Регулярный осмотр грузозахватных приспособлений – необходимое условие их безопасной эксплуатации. Правила устанавливают, как часто и кем должны проверяться стропы, а также различают ежедневный осмотр (перед работой) и периодические проверки инженерным персоналом.

Согласно требованиям (в том числе бывшим ПОТ РМ-007-98), владелец обязан организовать периодические осмотры СГП и тары в следующие сроки:

  • Стропы (при постоянном использовании) – не реже каждых 10 дней. То есть если стропы эксплуатируются регулярно, ответственное лицо должно минимум раз в 10 дней проводить их технический осмотр. В некоторых источниках прямо рекомендуется: «осмотр стропов квалифицированным специалистом – не реже чем каждые 10 дней».
  • Траверсы, клещи, грейферы, тара – не реже 1 раза в 30 дней. (Эти приспособления обычно более жёсткие и менее подвержены быстрому износу, поэтому им установлен месячный интервал).
  • Редко используемые СГП – осматриваются непосредственно перед выдачей их в работу. То есть если какой-то строп или захват лежит без дела дольше 10 дней, то его надо проверять всякий раз перед тем, как начать им пользоваться. Проще говоря, он не входит в регулярный 10-дневный цикл, но в любом случае перед использованием должен быть осмотрен.

Эти нормы периодичности были закреплены в Межотраслевых правилах и широко применяются до сих пор. Практически то же самое дублируется в инструкциях: «стропы (кроме редко используемых) – каждые 10 дней; редко используемые – перед работой». Типовая инструкция по ОТ для стропальщиков указывает: стропы и тара – через каждые 10 дней, а редко используемые – перед применением.

Перед каждым подъёмом груза или началом смены стропальщик обязан выполнить визуальный осмотр стропов и других приспособлений, которые он собирается применить. В современных ФНП это требование прямо прописано: «стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в руководстве по эксплуатации». На практике это означает: каждый раз, цепляя груз, рабочий проверяет стропы на отсутствие явных повреждений – смотрит бирку, целостность канатов/лент, наличие замков на крюках, нет ли перекрученных звеньев и т.п. Неисправные приспособления должны немедленно изыматься из работы.

Порядок осмотра

Осмотр стропов делится на:

  • Наружный (визуальный) – проверка внешнего состояния: соответствие маркировки, целостность несущих элементов по всей длине, состояние швов (для текстильных), звеньев (для цепных), наличие трещин, коррозии и т.д. Для визуального осмотра не требуется разбирать строп, всё делается глазами и простыми инструментами (линейка, штангенциркуль для измерения диаметров).
  • Инструментальный – более тщательный контроль, промер диаметра канатов по длине, измерение длин цепных ветвей, возможно применение лупы для осмотра трещин. РД 10-33-93 предусматривал три этапа осмотра для канатных стропов: наружный, инструментальный и внутренний. Внутренний – это расплетение каната на концах для проверки сердечника, но обычно на практике ограничиваются внешним и измерениями.
  • Внеочередной осмотр – проводится при подозрении на повреждение (если строп попал под удар, перегруз или после длительного хранения). Также внеочередной осмотр обязателен после ремонта стропа (если таковой выполнялся, хотя ремонтируют обычно только некоторые цепные или сменные элементы).

Кто проводит осмотр

Регулярные (10-дневные и месячные) осмотры проводит назначенный инженерно-технический работник – лицо, ответственное за надзор за безопасной эксплуатацией СГП. В нормативных актах он так и называется – ИТР по надзору. В обязанностях этого лица: обходить склады и цеха, проверять все стропы в установленные сроки, выявлять дефекты. Результаты он фиксирует в специальном журнале (о нём далее).

Что касается стропальщиков, то их осмотр – ежедневный, оперативный. Стропальщик перед выдачей стропа убеждается в отсутствии видимых дефектов и правильности стропа для данного груза. Если обнаружит неисправность (оборванный канат, трещину, отсутствие бирки) – он должен не использовать этот строп и доложить руководству. Правила Ростехнадзора подчёркивают: выявленные повреждённые приспособления должны изыматься из работы – это возможно как ИТР при плановом осмотре, так и самим стропальщиком при подготовке к подъёму.

Документирование осмотров

По результатам каждого периодического осмотра делается запись в Журнале учёта и осмотра СГП. Если обнаружены дефекты, их фиксируют; при устранении неисправностей (заменили бирку или смазали канат) – это тоже отражается с подписью ответственного. Журнал имеет установленную форму, о нём подробнее далее. Существенные дефекты обычно требуют оформления акта браковки, особенно если строп списывается – такой акт затем передаётся в бухгалтерию для списания имущества.

Важно, что эксплуатация стропов без надлежащего осмотра и учёта – грубое нарушение. Если организация не соблюдает периодичность проверок или не ведёт журнал, это рассматривается как нарушение требований промышленной безопасности и охраны труда.

7. Журнал учёта и осмотра стропов

На каждом предприятии, использующем съёмные грузозахватные приспособления, должен быть специальный журнал для их регистрации и контроля. В разных источниках его называют по-разному: «Журнал учёта и периодического осмотра состояния СГЗП и тары», «Журнал учёта и осмотра стропов и грузозахватных приспособлений», неофициально – просто «журнал стропальщика».

Назначение журнала

В нём регистрируются все стропы (и иные СГП), находящиеся в хозяйстве организации, а также отмечаются результаты их периодических осмотров. Журнал позволяет отслеживать, какие стропы прошли проверку, когда были выявлены дефекты, какие меры приняты. Также туда записывают решение о вводе нового стропа в эксплуатацию (при покупке) и решение о выбраковке (когда строп списан). Это своего рода история жизни каждого стропа.

Ведение журнала

Отвечает за него лицо, ответственное за безопасное проведение работ с ПС – обычно инженер по подъёмным сооружениям или инженер по охране труда, назначенный приказом. Согласно билетам и инструкциям, журнал учёта СГП ведёт именно инженерно-технический работник (ИТР) по надзору. Ни крановщик, ни стропальщик журнал не ведут – они только выполняют свои проверки и сообщают о дефектах ответственному. Таким образом, записи в журнал вносит специалист, на котором лежит обязанность следить за состоянием стропов.

Форма журнала

Существует типовая форма, часто используемая на практике (форма из РД 10-33-93 с изм. №1 от 1998 г.). Обычно журнал представляет собой таблицу с графами:

  • Порядковый номер записи.
  • Наименование СГП и его условное обозначение (тип стропа – канатный, текстильный, цепной; количество ветвей и грузоподъёмность, пример, «4СК 5 т» – четырёхветвевый канатный на 5 тонн).
  • Идентификационные данные: номер паспорта изделия, дата изготовления и завод-изготовитель. Обычно каждому стропу ещё присваивают инвентарный номер, который тоже указывается.
  • Дата ввода в эксплуатацию (первого использования) – фиксируется решение о вводе, с подписью ответственного.
  • Даты и результаты осмотров. После каждой проверки через 10 дней (или 30 дней) делается запись: дата осмотра, выявленные дефекты (если есть) или отметка «исправен», Ф.И.О. и подпись проверяющего. Если дефект устранялся – можно отметить, что, к примеру, «заменена бирка, строп допущен к работе, подпись».
  • Дата следующего освидетельствования – иногда указывают, когда примерно проводить следующий осмотр или испытание.
  • Примечания. Сюда могут вписываться особые отметки «строп временно изъят для испытания» или «направлен в ремонт» (хотя ремонт стропов редок, но замена комплектующих, крюка или кольца – возможны).
  • Выбраковка. В графе или примечании делается запись, когда строп списан: «акт №__ от ..20__ г., строп выведен из эксплуатации, подписал такой-то». Решение о выбраковке, как говорилось, тоже записывается в этот журнал.

Типовые бланки такого журнала доступны в печати и электронно – их можно купить на любом маркетплейсе, например Озон или Яндекс.Маркет вбив в поиске «Журнал учёта и осмотра съёмных грузозахватных приспособлений и тары». Можно скачать и распечатать, но это уже лишнее, он стоит ~200 рублей и хватит на долго.

   

Обязательность журнала

Ведение этого журнала – обязательное требование промышленной безопасности. В ФНП прямо указано: «Решение о вводе СГП в эксплуатацию записывается в специальный журнал учёта и периодического осмотра СГП и тары», а также «результаты осмотра СГП заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений». Таким образом отсутствие журнала рассматривается как нарушение.

Ответственность за отсутствие журнала и штрафы

Контролирующие органы (Ростехнадзор, трудовая инспекция) при проверке обязательно запрашивают этот журнал. Если журнала нет либо он не ведётся, организации грозят серьёзные штрафы. Согласно КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности (к которым относится неведение обязательной документации) наказывается по ст. 9.1. Типичные размеры штрафов за отсутствие журнала (или его утерю, приравниваемую к отсутствию) составляют:

  • Для юридических лиц: штраф от 200 000 до 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для должностных лиц: (виновных руководителей, ответственных) штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на 6–12 месяцев.

Как видно, суммы очень значительные. Эти санкции прямо предусмотрены законом. Помимо штрафов, отсутствие учёта СГП повышает риск пропустить дефектный строп, что может привести к аварии, а это уже уголовная ответственность. Поэтому работодателю проще и правильнее вести журнал по установленной форме.

Пример заполнения

Предположим, на предприятие поступило 5 текстильных стропов СТП-5,0 (петлевых, 5 тонн). В журнале регистрируются все 5 единиц: каждому присваивается номер, записываются их паспортные данные (партия, завод). Ответственный расписывается, что они допущены к работе. Далее через 10 дней вносит запись по каждому: «Осмотр 01.08.2025: исправен, допущен, подпись». И так далее каждые 10 дней. Если 15.09.2025 у стропа №3 выявлен порез ленты >50 мм, в графе отмечают: «Осмотр 15.09: обнаружен порез >50 мм, строп забракован, изъят, акт №…». Далее для этого стропа больше периодических отметок не будет, а в конце журнала или отдельной строкой могут указать: «Строп №3 списан, приказ №…». Таким образом, у проверяющего инспектора будет прозрачная картина по каждому стропу.

8. Оформление выбраковки: акт и списание стропов

Когда строп признаётся негодным, одного устного решения мало – необходимо документально оформить его вывод из эксплуатации. Для этого составляется Акт выбраковки стропов (иногда называют акт браковки стропов или акт на списание стропов). Этот документ служит основанием как для прекращения их использования, так и для списания с баланса предприятия (если строп числится как материальная ценность).

Когда составляется акт

При обнаружении дефектного стропа инженер по надзору обычно сразу маркирует его (бирку перечёркивают или навешивают бирку «брак») и откладывает в сторону. Затем, в разумные сроки, собирается комиссия для официальной браковки. Чаще всего акты составляются периодически, по итогам осмотров – раз в месяц комиссия оформляет один акт на все стропы, забракованные за месяц. Либо акт делают сразу, если найден серьёзный дефект, требующий немедленного оформления (при расследовании инцидента).

Комиссия

В состав комиссии по выбраковке обычно входят: начальник участка или другое уполномоченное лицо, инженер ОТ или ответственный за СГП, возможно, материально ответственный (кладовщик), иногда представитель бухгалтерии (если требуется для оприходования металлолома). Комиссия осматривает предъявленные негодные стропы, согласовывает причины браковки и оформляет акт.

Содержание акта выбраковки

Акт, как правило, имеет установленную форму в организации, но зачастую это произвольный документ с необходимыми реквизитами. В акте указывают:

  • Место и дата составления акта. «Акт выбраковки стропов, составлен 15 сентября 2025 г., г.Москва, участок №3.»
  • Основание. Обычно ссылаются на результаты осмотра и правила: «в соответствии с результатами периодического осмотра и нормами браковки, утверждёнными [такой-то нормативный акт]».
  • Перечень стропов, подлежащих выбраковке. Таблица, где по каждому стропу указываются:
    • Инвентарный № или № СГП по журналу.
    • Наименование (тип, модель) стропа. «Строп канатный 2СК 5,0 (двухветвевой 5 тонн)».
    • Грузоподъёмность, т.е. паспортная грузоподъёмность стропа, в кг или тоннах.
    • Причина выбраковки. Зачастую делают графу или указывают номер причины из списка. «№5 – продольный порез ленты >10% длины» или «трещина в звене цепи». Многие акты содержат перечень возможных причин с номерами, и в таблице просто проставляется соответствующий номер причины для каждого стропа. Скачайте наши версии актов чуть ниже, там уже прописаны все причины для списания для каждого типа строп.
    • Дата выбраковки или вывода из эксплуатации – указывается фактическая дата, когда строп перестали использовать (обычно совпадает с датой акта).
  • Вывод комиссии. После таблицы пишут общее заключение: «Комиссия установила, что перечисленные стропы непригодны, изымаются из эксплуатации и подлежат утилизации (списанию)». Может упоминаться, что они не подлежат ремонту и восстановлению (особенно важно, чтобы не было попыток их вернуть в работу).
  • Подписи. В конце акт подписывают все члены комиссии с указанием должностей и Ф.И.О. Также отдельно расписывается председатель комиссии. Председатель – главный инженер, члены: инженер по ОТ, начальник цеха, кладовщик.

Акт составляют в нужном количестве экземпляров: обычно один – остаётся в подразделении (или у инженера ОТ), второй передаётся в бухгалтерию для оформления списания, третий – в отдел снабжения (если нужно заказать замену взамен списанных). Иногда достаточно одного, но чтобы не бегал между отделами, делают несколько копий.

Списание стропов в учёте

С бухгалтерской точки зрения, стропы могут учитываться как специальное приспособление или как расходный материал. Минфин РФ выпустил Методические указания №135н от 26.12.2002 г., регулирующие учёт спецоснастки. Там приведены типовые формы для списания:

  • Форма МБ-4 – акт на списание специальных приспособлений.
  • Форма МБ-8 – карточка учёта спецоснастки.

Акты выбраковки строп образец — скачать


Стандартные акты
Форма МБ-4 — акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов.Скачать .doc
Форма МБ-8 — акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов.Скачать .doc

Мы подготовили для вас и свой вариант, для быстрого списания и понятного отображения причин. Он вероятно не подойдёт для бухгалтеров, но сотрудникам занимающимся списанием будет удобен.
Акт браковки текстильных строповСкачать
Акт браковки канатных строповСкачать
Акт браковки цепных строповСкачать

Специалисты рекомендуют использовать именно эти типовые межотраслевые формы № МБ-4, МБ-8 для оформления списания стропов. В акте по форме МБ-4 указываются инвентарные номера, первоначальная стоимость, причина выбытия (износ, брак), подписи комиссии – фактически все данные, которые мы перечислили, плюс бухгалтерские счета. Таким образом, акт выбраковки служит основанием для бухгалтерского списания стропов с баланса предприятия (списание потерь).

После оформления актов, непригодные стропы должны быть физически уничтожены или помещены в лом, чтобы исключить их повторное использование. Стропы из каната обычно разрезают, цепные – разъединяют звенья, текстильные – разрезают. Часто их собирают и сдают как металлолом (для металлических частей). Важно, что забракованные стропы нельзя хранить вместе с годными, чтобы кто-то по ошибке не взял их. Правила предписывают хранить их отдельно и пометить, а лучше утилизировать сразу.

Подытожим: выбраковка стропов – многоступенчатый процесс, включающий: регулярный осмотр, выявление дефектов, принятие решения о выводе из эксплуатации, оформление этого решения актом, внесение записей в журнал и бухгалтерское списание. Все эти шаги крайне важны для безопасности работ, так как только системный подход гарантирует, что каждый дефектный строп будет своевременно обнаружен и убран из эксплуатации. Жизнь людей напрямую зависит от соблюдения этих правил, поэтому пренебрегать ими нельзя! Соблюдая нормативы Ростехнадзора, ГОСТ и внутренние инструкции, организация обеспечивает безопасное использование грузоподъёмных стропов и избегает как несчастных случаев, так и крупных штрафов за нарушения.

Мы производим все виды строп отличного качества под маркой СтропЭксперт. Стропы прошли все проверки и имеют необходимую документацию.

Хотите купить стропы или получить профессиональную консультацию, позвоните по номеру +7(495)006-12-37 или напишите на почту zakaz@stropexpert.ru. Доставка работает по всей территории РФ.

Все результаты поиска