Строповка грузов: правила, схемы и безопасные методы

Содержание:
- Что такое строповка грузов и для чего она нужна
- Нормативные требования и стандарты строповки
- Кто допускается к строповке грузов (требования к стропальщикам)
- Основные правила безопасной строповки грузов
- Схемы строповки: обвязка, удавка, за петли и специальные приспособления
- Правила использования разных типов стропов (канатные, цепные, текстильные)
- Типовые схемы строповки разных грузов
- Проверка надежности строповки и исправление ошибок
- Типичные ошибки стропальщиков и запреты при строповке
Что такое строповка грузов и для чего она нужна
Строповка грузов — это процесс надежного закрепления груза перед его подъемом и перемещением с помощью специальных строп (канатных, цепных, текстильных) и других грузозахватных приспособлений. Правильная строповка необходима, чтобы обеспечить безопасный подъем и транспортировку тяжестей без смещения или падения груза, а также без его повреждений.
Иными словами, строповка — это подготовка груза к подъему краном (или другим подъемным механизмом) путем правильной обвязки, зацепления и крепления груза к крюку. От того, насколько грамотно выполнена строповка, зависит безопасность рабочих и сохранность перемещаемого объекта.
Нормативные требования и стандарты строповки
Существует ряд нормативных документов, регламентирующих порядок строповки. В России основными являются правила Ростехнадзора по эксплуатации и безопасности грузоподъемных кранов и стандарты системы безопасности труда. Стропальщики в своей работе должны руководствоваться этими правилами и утвержденными схемами строповки. ГОСТ 12.3.009-76 напрямую требует: «Строповку грузов следует производить в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов«. Также применяются отраслевые правила по охране труда, СНиПы и современные федеральные нормы, которые устанавливают требования к подбору стропов, порядку подъема и технике безопасности.
Некоторые важные нормативные положения по строповке:
Наличие схем строповки
Для каждого груза или типового вида должны быть разработаны схемы строповки, определяющие точки захвата и схемы строповки. Строповка выполняется строго в соответствии со схемами и требованиями безопасности. Если груз нестандартный и специальная схема не разработана, работу можно выполнять только под руководством ответственного лица (специалиста, ответственного за безопасное проведение работ).
Размещение схем на рабочем месте

На постоянных местах погрузочно-разгрузочных работ схемы строповки должны быть вывешены на видных местах — на стендах, в зоне работы кранов, чтобы стропальщики могли с ними ознакомиться.
Каждый стропальщик перед началом работы обязан получить или изучить соответствующую схему строповки груза. Графическое изображение правильных схем строповки и зацепления груза выдаётся на руки стропальщику или вывешивается непосредственно на рабочей площадке.
Руководство при строповке
Стропальщик обязан строго соблюдать инструкции и другие руководящие документы. Следует руководствоваться требованиями правил техники безопасности, технологией стропальных работ, схемой строповки и указаниями производителя груза (например, метки центра тяжести и допустимые точки подъема).
Кто допускается к строповке (требования к стропальщикам)
К строповке допускаются только лица, отвечающие определенным критериям:
- Возраст не моложе 18 лет.
- Пройден обязательный медицинский осмотр.
- Имеется удостоверение стропальщика.
- Имеющие индивидуальные средства защиты (СИЗ): каска, специальная одежда и обувь, защитные перчатки и т.д.
Важно отметить, даже крановщик не должен самовольно производить строповку груза, если у него нет соответствующей квалификации. Стропальщик назначается приказом по предприятию, и без такого назначения человек не имеет права выполнять строповку и зацепку.
Основные правила безопасной строповки
Ключевые правила, которых должен придерживаться стропальщик при строповке груза:
1. Подготовка места и груза
Необходимо подготовить рабочую зону: убрать посторонние предметы, убедиться в прочности основания и отсутствии помех для подъема. Сам груз должен быть осмотрен на наличие повреждений, трещин, ослабленных элементов — если выявлены серьезные дефекты, поднимать его нельзя до устранения. Важно определить центр тяжести груза и по возможности отметить его на грузе. Неправильно определенный центр тяжести приведет к перекосу при подъеме и перегрузке отдельных ветвей строп.
2. Правильный выбор стропов
Тип и грузоподъемность стропа подбираются исходя из массы, габаритов и формы груза. Все используемые средства, канаты, цепи и оснастка должны быть исправны, сертифицированы и иметь бирки с указанием допустимой нагрузки. Нельзя использовать стропы с повреждениями — рваные или надрезанные ленты, тросы с обрывом прядей сверх нормы браковки, деформированные цепи подлежат выводу из эксплуатации.
Категорически запрещено применять поврежденные или дефектные изделия. Также запрещается “наращивать” длину связыванием нескольких стропов между собой. Перед работой стропальщик проверяет наличие на каждом съёмном грузозахватном приспособлении (стропе) удостоверяющей бирки и дату испытания.
3. Допустимый угол между ветвями стропа
Один из важных параметров — угол раскрытия между ветвями многоветвевого стропа. Этот угол не должен превышать 90°. При большем угле резко растет нагрузка на каждую ветвь и на оснастку, что может привести к разрыву стропа. Нормативы (например, РД 10-33-93) устанавливают, что расчёт нагрузок ведётся исходя из угла ≤ 90° между ветвями. По этой причине стропы подбирают нужной длины: чем шире захват груза, тем длиннее должны быть ветви, чтобы угол при подъеме оставался острым.
На практике это означает, что точки зацепа на грузе не должны быть слишком далеко друг от друга относительно длины строп. Расстояние между точками зацепа не должно превышать высоту подъема до места схождения — тогда угол будет около 90° или меньше.

Почему 90°? Потому что при большем угле каждая ветвь испытывает повышенное натяжение — при 120° нагрузка на каждую ветвь равна весу груза, а при углах более 120° даже превышает вес груза, что недопустимо с точки зрения прочности строп. Таким образом, соблюдение угла ≤ 90° создаёт запас прочности и обеспечивает равномерное распределение массы.
4. Равномерная нагрузка и симметрия
Груз должен подвешиваться так, чтобы нагрузка распределялась между ветвями стропа по возможности равномерно. Если используется 3- или 4-ветвевый строп и невозможно гарантировать абсолютно равное натяжение, обычно рассчитывают, что фактически весь вес могут нести две наиболее нагруженные ветви. Поэтому стропальщик должен стремиться к симметричной строповке: правильно оценить центр тяжести, расположить чалки симметрично относительно центра тяжести, и следить при отрыве груза, чтобы одна ветвь не провисала. Провисание или слабина в одной из ветвей — признак того, что другая ветвь перегружена, в таком случае груз опускают и перестроповывают правильно, изменяя точки крепления.
Перед подъемом нужно выполнить пробный натяг строп — поднять груз на 20-30 см и убедиться, что он висит ровно, не кренится, все ветви натянуты без провисания. Только после такой проверки надежности строповки продолжают подъем на нужную высоту.
Правила прямо запрещают поднимать груз без предварительной проверки устойчивости и правильности его строповки. Если при проверочном подъеме выявляется перекос или смещение груза, необходимо опустить груз и исправить строповку, после чего снова выполнить пробный подъем. Недопустимо пытаться поправить строповку на весу вручную или терпеть явный перекос.
5. Правильное крепление стропов (зацепка)
- Крюки следует располагать так, чтобы их раскрытие (пасть) было направлено наружу от центра груза. Это означает, что если вдруг предохранительный замок крюка откажет, строп не соскочит — крюк развернут противоположно возможному смещению.
- Перекрученный канат или лента теряет прочность, а узел на стропе недопустим, так как резко снижает его грузоподъемность (текстильный строп в узле может разорваться примерно при половине номинальной нагрузки!).
Если требуется укоротить ветвь — используют специальный укоротительный крюк или другое приспособление, но не узлы и не перекручивание.
6. Защита стропов и груза
При строповке груза с острыми кромками (например, металлические уголки, края плит) необходимо подкладывать специальные защитные накладки, бруски или уголки под ленту. Это предохранит канат или ленту от перетирания и порезов, а также распределит давление, чтобы не повредить сам груз. Особенно критично это для текстильных стропов — синтетическая лента чувствительна к порезам, поэтому без защитных кожухов или накладок её нельзя набрасывать на острые углы.
При строповке (особенно способом «удавка») следует учитывать, что затягивающаяся петля может повредить хрупкий груз. Например, при применении удавки к трубе из мягкого материала или к пустотелой бетонной колонне возможно сдавливание. В таких случаях либо выбирают другую схему (за крепежные элементы, либо с траверсой), либо используют прокладки, распределяющие нагрузку под петлей удавки.
7. Работа с грузом во время подъема
Стропальщик должен отойти в безопасное место, не находиться под грузом и не цепляться за него во время подъема. Находиться под висящим грузом строго запрещено. Если требуется поправить раскачивающийся груз, это делают с помощью оттяжек (канатов, привязанных к грузу для управления поворотом) или специального шеста, но ни в коем случае не руками, стоя под грузом.
При переносе длинномерных грузов часто используют оттяжки, чтобы предотвратить их самопроизвольный разворот или раскачивание. Стропальщик подает сигналы крановщику (рукой или радио-связью) и следит за тем, чтобы груз не зацепился за препятствия.
8. Расстроповка (отцепка)
Когда груз уже установлен, чалки ослабляют и снимают с него. В некоторых случаях, если груз устанавливается в труднодоступном месте (например, при монтаже на высоте), правила требуют предусмотреть возможность дистанционной расстроповки — то есть использовать такие приспособления, которые позволяют отсоединить строп, не забираясь к высоко расположенному грузу.
Это могут быть специальные самоотцепляющиеся крюки или удлинители для толкания строп с крюка. В обычных же условиях стропальщик снимает крюки с груза, когда тот уже лежит на месте. При расцепке нужно убедиться, что строп не запутался и груз не поднимется вместе с ними при отъезде крана.
Схемы строповки: обвязка, удавка и специальные приспособления

Выбор способа строповки зависит от конструкции груза и наличия на нем специальных точек подъема. Можно выделить основные схемы строповки:
1. За специальные монтажные петли или проушины
Многие железобетонные изделия, металлические конструкции и оборудование имеют предусмотренные точки для подъема — литые или сварные петли, проушины, рым-болты и т.п. В этом случае оптимально использовать именно их. Количество ветвей должно совпадать с количеством предусмотренных точек подъема, чтобы нагрузка распределялась равномерно.
Например, бетонная плита с четырьмя крепежными элементами стропуется четырехветвевым пауком, зацепив каждый крюк за свою петлю. Важно: крюк должен свободно входить в петлю, запрещается забивать крюк в слишком узкое ушко молотком или другим инструментом — это опасно и для крюка, и для петли. Если крюк не пролезает, нужно использовать соединительное звено меньшего размера или другую схему строповки.
2. Обвязка (обхват)
Если у груза нет готовых петель, его можно обвязать стропами, охватив снаружи. Обвязка бывает двух видов: свободная и «удавка».
При свободной обвязке груз просто охватывается стропом(ами) и подтягивается, но петля не затягивается — груз как бы лежит в стропе. Такой метод применим для не слишком тяжелых и не склонных к деформации изделий. Главное ограничение: при свободной укладке необходимо предотвратить возможность проскальзывания стропа вдоль груза. Если форма груза такова, что строп может соскользнуть (например, конус, или гладкий цилиндр без выступов), свободную обвязку применять запрещается, пока не будут установлены распорки или иные фиксаторы против соскальзывания.
При строповке «на удавку» — канат или текстильная лента пропускается вокруг груза и через свой собственный конец (кольцевой строп продевается через петлю либо специальное кольцо), образуя затягивающуюся петлю. Когда груз поднят, петля стягивается под его весом, дополнительно прижимая строп к поверхности груза. Плюсами удавки являются простота и надежность зацепления — чем больше вес, тем сильнее стягивается узел, не давая грузу выскользнуть. Однако есть и минусы: высокое давление на поверхность груза (может оставить вмятины или разрушить хрупкий материал) и ускоренный износ самого стропа из-за трения при затяжке. Поэтому удавку не применяют для хрупких и легко деформируемых объектов без прокладок.
При строповке важно учитывать угол между двумя концами стропа под грузом. Если один строп охватывает груз в виде петли, то угол охвата тоже должен быть не слишком большим (до ~60°), иначе груз может выскользнуть. Поэтому иногда используют две обхватывающие стропы крест-накрест или с двух сторон.
3. Зацеп крюком напрямую
Когда груз имеет монтажные изделия, за которые можно зацепить крюк крана (без стропа). Например, это могут быть большие проушины, скобы или специальные контейнерные фитинги. Такую схему применяют редко и только если крюк по размеру и форме полностью соответствует проушине.
Строго запрещено пытаться зацепить крюком детали, не предназначенные для этого — например, цеплять крюк за корпус изделия, за обвязку из проволоки или за случайный выступ конструкции. При использовании двухрогого (двухвилочного) крюка (встречается на старых кранах) стропальщик обязан надевать оба кольца стропа на оба рога крюка равномерно — недопустимо все ветви на один рог, иначе другой рог останется не нагружен и крюк перегрузится одним плечом. Способ зацепа напрямую крюком чаще применяется для специализированных грузозахватов (например, крюк крана цепляется за скобу траверсы или за ручку контейнера). В общем случае же строп “посредник” обязателен, т.к. он обеспечивает гибкость стропвки.
4. Использование траверс и специальных приспособлений
Траверса — это металлическая балка-разделитель, подвешиваемая на крюк крана, к которой уже крепятся ветви и/или захваты. Траверсы применяют для очень длинных, гибких или хрупких грузов, а также когда нужно избежать сдавливания груза сходящимися под углом стропами.

Пример: длинную железобетонную панель можно поднять четырехветвевым пауком, но если угол между ветвями получается слишком острый и грани плиты начинают сжиматься, применяют траверсу. На траверсе точки подвеса расположены шире, и каждая ветвь идет вертикально вниз к своей петле — груз поднимается ровно, без сдавливания.
Балансир типа «коромысло».
Коромысло представляет собой короткую двухрожковую балку с одним точечным подвесом посередине и двумя крюками (или петлями) по краям. Его подвешивают, например, на две ветви четырехветвевого стропа, а к двум нижним крюкам коромысла цепляют две близко расположенные точки груза. Для чего это нужно? Коромысло автоматически уравнивает нагрузку между двумя точками: балка может слегка наклоняться, позволяя нагруженной точке опуститься чуть ниже, пока распределение не выровняется. Такой прием часто используют при подъеме железобетонных плит, у которых 4 закладные, но 2 из них расположены близко друг к другу. Схема так и называется: «четырехветвевой строп с захватами типа коромысло».

Касательно типовых схем строповки:
- для металлических листов и плит без петель применяют зажимы-струбцины или вакуумные присоски.
- для бочек и барабанов — обычно текстильные или цепные парой, охватывая бочку по центру (либо траверсу с захватами-бандажами).
- для длинномерных балок и швеллеров — чаще всего две точки подъема на четвертях длины груза с обвязкой и проставками.
Виды строповки кратко можно свести к: 1) за штатные точки крепления (закладные, рымы). 2) обвязка стропом (свободная или удавка). 3) использование промежуточных приспособлений (траверсы, коромысло, клещи и т.д.). Во всех случаях стропальщик должен выбирать метод, который исключает срыв груза и обеспечивает контроль над ним.
Правила строповки. Использование разных типов стропов (канатные, цепные, текстильные)
В зависимости от материала имеют свои особенности эксплуатации:
- Канатные стропы (стальные тросы)
Это наиболее распространенный тип для общих работ. Они гибкие, прочные, выдерживают динамические нагрузки, но подвержены износу — истиранию проволок, коррозии. Стропы должны быть изготовлены только изготовленную из одного цельного отрезка каната — никаких сращиваний по длине быть не должно. Концы канатов заводского стропа опрессованы в гильзы и/или заправлены в коуши. Канаты нельзя перегибать под острыми углами без защиты — иначе переломятся проволоки. - Цепные стропы
Не чувствительны к острым кромкам и могут работать при высоких температурах. Цепной строп выдерживает нагрев до +400 °C, тогда как канатные или текстильные при таких температурах непригодны. Цепные удобны для подъема горячих металлоконструкций, заготовок, а также там, где есть риск порезать трос об острые края. Однако цепи тяжелее и менее эластичны. Укорачивать цепной строп проще — для этого на цепях есть специальные укоротительные крюки. Не рекомендуется применять строповку удавкой, из-за структуры цепи она не плавно затягивается, а звенья скачкообразно цепляются друг за друга — это не всегда дает надежный захват. - Текстильные стропы
Текстильные стропы изготавливаются из синтетических материалов (полиэстер) в виде плоских лент или круглых чалок. Их плюс — бережное отношение к грузу (не царапают, не мнут), малый вес и гибкость. Ими поднимают лесоматериалы, оборудование с лакокрасочным покрытием, хрупкие изделия, где применение цепей или тросов нежелательно. Боятся острых кромок: малейший острый выступ может как нож прорезать ленту под нагрузкой. Важно регулярно осматривать ленты на тему порезов, протертостей, разрывов нитей.
Отдельно стоит упомянуть стяжные ремни с храповым механизмом (иногда их называют бытовым словом «стропой с трещоткой»). Но это не грузоподъемные, а крепежные ленты для связки груза на транспорте. Ими не поднимают, а стягивают груз к платформе. Тем не менее, часто возникает вопрос: «Как пользоваться стропами с храповым механизмом?». Ответ: просуньте свободный конец ремня через щель храпового механизма, натяните ленту, а затем качайте рычаг храповика, пока она не натянется. Следите, чтобы лента не была перекручена и чтобы храповик полностью защелкнулся вниз, зафиксировав натяжение.
Никогда не пытайтесь использовать такой ремень вместо грузоподъемного стропа — его прочность рассчитана только на фиксацию, а не на отрыв от земли.
Типовые схемы строповки
Разберем частные случаи и распространенные схемы строповки, о которых часто спрашивают:
- Схемы строповки железобетонных плит, блоков и панелей. Как уже отмечалось, плиты перекрытий и фундаментные блоки имеют крепежные элементы. Правильно стропить плиты — это значит зацепить каждую петлю соответствующей ветвью стропа. Если четырехточечная плита — применяем четырехветвевой строп (сборный или паук). Количество ветвей должно соответствовать числу петель, иначе возможна перегрузка отдельных точек. Крюки заводят с внутренней стороны наружу (то есть кончик крюка «смотрит» от плиты) — так безопаснее при подъеме.
Если у плиты или панели отсутствует одна из петель (сломана, вырвана), возникает вопрос: «Как застропить железобетонную плиту, если у неё сломана одна петля?». Самый безопасный ответ — никак, подъем запрещен, пока петля не восстановлена. На практике же иногда применяют обходной способ: заменить сломанную петлю удавкой — то есть обвязать угол плиты текстильным или канатным стропом с проложенными уголками, и уже за эту удавку цеплять ветвь стропа. Также возможен вариант за две закладные по диагонали, если груз невелик, но это считается нарушением. Поэтому официально: «стропить такую плиту не допускается «. - Пакеты труб, круглый прокат, брёвна.
Грузы цилиндрической или круглой формы поднимают в виде связок (пакетов). Как правильно стропить пакет труб или металлопроката? Обычно применяют обвязку двумя стропами-удавками с двух концов пакета. Причем, важно расстояние от края пакета до места обхвата: рекомендуют располагать стропы примерно в четверти длины от концов (≈25% длины). Это предотвращает выгибание и обеспечивает угол близкий к прямому между ветвями. Сами удавки затягиваются на пакете, не давая отдельным трубам выскользнуть. Если труб несколько и они могут раскатиться, их предварительно стягивают между собой или укладывают в специальную кассету. Нельзя стропить пакеты круглых предметов одним стропом посередине! — они вывалятся по бокам. Также используют траверсы. - Длинномерные грузы (балки, фермы, рельсы).
Строповка длинномерного груза должна производиться минимум в двух местах — в противном случае груз будет неустойчивый. Обычно ставят ближе к концам (но не прямо у самого края, а отступив 1/5-1/4 длины). Например, металлическую балку длиной 10 м целесообразно цеплять в двух точках, отстоящих примерно в 2-2,5 м от каждого конца (то есть между стропами ~5 м). При необходимости — тремя точками и более. Важно учесть прогиб: длинную гибкую ферму могут поднимать с траверсой, чтобы исключить перегиб посередине. - Листы металла, штучные грузы без петель.
Отдельные стальные листы толщиной, которые нельзя обвязать удавкой (она соскользнет), стропуют с помощью специальных захватов: вертикальные или горизонтальные листовые клещевые захваты крепятся к крану и зажимают листы сбоку. Если листов много (пачка), мелкие пачки листового материала (например, профнастил, стекло в рамах) часто поднимают мягкими текстильными стропами, продетыми снизу, с обязательным выдерживанием угла ≤ 90° между ними, и с прокладками. чтобы избежать замятие листов. - Грузы сложной формы и негабарит.
Их стропят либо комбинируя способы (за имеющиеся точки + обвязкой), либо разрабатывая индивидуальные схемы. Всегда нужно помнить: если центр тяжести смещен, одна ветвь стропа понесет больший вес. Например, крупногабаритный станок может иметь петли, но несимметрично — тогда применяют регулировочные стяжки или уравновешивающие блоки (специальные блок-ролики на траверсе, позволяющие выровнять нагрузку). Все нестандартные случаи должны рассматриваться инженером по безопасности.
Проверка надежности строповки и исправление ошибок
Перед подъемом, как уже говорилось, обязательно выполняется проверка: груз приподнимают на 20-30 см (или 200-300 мм по правилам) и держат несколько секунд. В это время стропальщик убеждается, что:
- груз принял горизонтальное положение или нужный наклон (нет сильного перекоса),
- ветви стропа натянуты равномерно — ни одна не болтается свободно,
- обвязка не соскакивает и не ослабла,
- центр тяжести находится под крюком (груз не пытается перевернуться).
Если всё в порядке, подачей сигнала крановщику продолжают подъем. Если обнаружен перекос или смещение груза — немедленно командуют опустить обратно. После опускания стропальщик исправляет строповку: возможно, сдвигает точки обвязки ближе к центру тяжести груза, меняет длины ветвей (при наличии регулировки), или применяет дополнительный строп/траверсу.
«Что необходимо сделать для исправления неправильной строповки груза? — опустить груз и произвести перестроповку заново. Никакие попытки подтянуть ослабшую ветвь на весу, привязать дополнительные канаты “на лету” не допускаются. Падение груза происходит зачастую именно из-за пренебрежения этим правилом — когда рабочие пытаются “подправить” связку во время подъема. Это строго запрещено.
После полного перемещения груза в пункт назначения, его установки и расстроповки стропальщик обязан еще раз осмотреть свой инструмент: не повредился ли строп в процессе.
Типичные ошибки стропальщиков и запреты при строповке
В завершение — перечислим самые распространенные ошибки и нарушения строповки, которые недопустимы при стропальных работах:
- Строповка без выдачи схемы или без инструктажа. Нельзя начинать производство работ, не зная точно, как стропить данный груз. Если схемы нет — нужно спросить у мастера или ответственного, но не действовать наугад.
- Строповка непредназначенных частей. Запрещено поднимать за детали конструкции, не рассчитанные на это (например, за открытые дверцы оборудования, за крышки люков, за тонкие элементы декора). Они отломятся, и груз упадет. Поднимать нужно только за специально предназначенные узлы или за надежно обхваченные части самой рамы/корпуса.
- Использование дефектных стропов. Категорически нельзя применять изделия с браковочными дефектами: порванная лента, трос с обрывом нитей или проволок сверх нормы, треснущее звено цепи. Также нельзя применять строп без идентификационной бирки — неизвестно, испытан ли он и на какую нагрузку рассчитан.
- Отсутствие равномерной нагрузки. Ошибка — когда, например, 4-ветвевым стропом зацепляют только две петли груза, оставив 2 ветви свободно висеть. Этого делать нельзя — свободные ветви нужно либо снять, либо использовать строп с нужным числом ветвей. Иначе центр тяжести сместится, две ветви возьмут весь вес, угол может стать недопустимым.
- Превышение углов и узлы. Часто нарушением является широкий угол между ветвями — строп натянут почти горизонтально. Нужно либо применить траверсу, либо более длинные ветви. Как упоминалось, никаких узлов на стропах быть не должно — ни на канатных, ни на текстильных.
- Неправильная ориентация крюков. Крюки ветвей должны смотреть «наружу». Запрещается поднимать груз, если предохранительные защелки на крюках неисправны или отсутствуют — крюк должен иметь исправный замок.
- Изгиб звеньев цепи на углах. Если цепной строп идет через острый угол без проставки, звено цепи может лечь на грань и изогнуться под нагрузкой. Правилами недопустимо поднимать крупногабаритный груз при изгибе звеньев цепи на углах — сначала нужно подложить уголки, чтобы цепь шла прямолинейно. Работы возобновляются только после устранения такого недостатка.
- Нахождение под грузом. Абсолютное табу — люди под подвешенным грузом. При перемещении груза на высоте >2 м люди должны быть вне опасной зоны (обычно радиус 1,5 высоты подъема).
- Оставление груза на весу. Нельзя оставлять поднятый груз без движения «висеть» в воздухе без особой необходимости, а уж тем более покидать его.
- Подтягивание (волочение) краном. Запрещается пытаться тащить лежащий на земле груз в сторону краном (тросом крана) — такие боковые усилия не рассчитаны, может оборваться канат или опрокинуться кран. Груз должен сначала быть приподнят, освобожден, и только потом перемещен.
- Подъем груза неизвестной массы. Если нет уверенности в весе груза — поднимать нельзя, пока не определят массу. Не стоит рассчитывать на высокий коэффициент запаса прочности. Стропальщик обязан знать, сколько весит груз, чтобы подобрать подходящие стропы и проверить грузоподъемность крана. Поднимать «на авось» — грубое нарушение.
- Одновременный подъем двумя кранами без координации. Такие сложные подъемы допускаются только по специальному проекту и под руководством руководителя работ. Самостоятельно стропальщик не должен принимать решение поднимать груз двумя кранами одновременно — это очень опасно без синхронизации.
- Работа вблизи ЛЭП без наряда. Хотя это уже выходит за рамки сугубо схем строповки, упомянем: крановые работы рядом с линиями электропередач — по наряду, со снятием напряжения или соблюдением больших отступов. Стропальщик не должен соглашаться работать, если кран расположен близко к проводам, без документов.
Подводя итог, строповка груза — ответственная операция, требующая знаний и внимания. Стропальщик должен заранее планировать, как правильно стропить данный груз, выбрать подходящие стропы, проверить их исправность, знать какие существуют схемы строповки и применить оптимальный, соблюдать все углы и нормы. При малейших сомнениях — привлекать ответственного руководителя или инженерно-технического работника. Лишь при таком подходе погрузочно-разгрузочные работы будут безопасны для людей и сохранности имущества.
Хотите купить стропы или получить профессиональную консультацию, позвоните по номеру +7(495)006-12-37 или напишите на почту zakaz@stropexpert.ru. Доставка работает по всей территории РФ.