Стропальщик должен… ответы на вопросы

Мы собрали все вопросы и наши специалисты с многолетним стажем работы, имеющие удостоверение стропальщика, ответили на все эти вопросы.
Вопросы отсортированы в порядке убывания популярности.
- Кому подчиняется стропальщик?
- Какие обязательные СИЗ стропальщика?
- Кто может работать стропальщиком?
- Как часто стропальщик должен осматривать канаты и стропы?
- Что должен сделать стропальщик перед подачей сигнала о подъеме груза?
- Кто подает сигнал при работе нескольких стропальщиков?
- Что разрешается стропальщику при подъеме и перемещении грузов?
- Что должен знать стропальщик о кране и грузах?
- Что не входит в обязанности стропальщика?
- Какие сигналы при работе стропальщика?
- Разрешённый инструмент и вспомогательные приспособления стропальщика
- Какие действия стропальщика при аварии или несчастном случае?
- Что должен сделать стропальщик при подаче напряжения на машину?
- Повторная проверка знаний стропальщиков, какая периодичность?
- Что обязан сделать стропальщик перед опусканием груза?
- Какие основные обязанности стропальщика?
- Какие запрещенные действия стропальщика?
- Кто определяет количество стропальщиков, обслуживающих 1 кран?
- Что должен знать и уметь стропальщик?
- Где должен находиться стропальщик при перемещении груза?
- Что обязан сделать стропальщик перед началом работы?
- Какие действия стропальщика при пожаре на кране?
- Как стропальщик может спровоцировать аварию?
- Кто подписывает удостоверение стропальщика после экзамена?
- Где проходят подготовка и аттестация стропальщиков?
- Документы, которые всегда при себе должны быть у стропальщика
- При каких операциях нужен старший стропальщик?
- Что такое паспорт стропа?
- Какое опасное воздействие не бывает в работе стропальщика?
- Что должен предусмотреть стропальщик при подходе к месту подъёма груза?
- Какие запрещенные действия при вывозке грузов (транспортировке)?
1. Кому подчиняется стропальщик?
Непосредственный руководитель стропальщика, которому он подчиняется — лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами – обычно это мастер, бригадир или прораб (ответственный за крановые работы). Именно это лицо выдает наряды (задания), контролирует ход работ и обобщает информацию по безопасности.
2. Какие обязательные СИЗ стропальщика?
СИЗ — средства индивидуальной защиты.
На каждого стропальщика обязательно выдается полный комплект спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты. В первую очередь это – защитная каска (белая строительная каска) и комбинированные рабочие рукавицы. При неблагоприятных условиях (работа на высоте, холод, жара и т.д.) дополнительно полагается утепленная спецодежда или усиленная обувь. Правила охраны труда (типа ГОСТ 12.3.009-76 и Приказ Минтруда) требуют иметь при себе полный набор СИЗ: каску, спецобувь, комбинезон и рукавицы.
3. Кто может работать стропальщиком?
К профессии допускаются совершеннолетние (не моложе 18 лет), обученные и аттестованные рабочие, прошедшие медицинский осмотр. Нередко это работники смежных профессий (такелажники, монтажники, слесари и др.), прошедшие профессиональное обучение. Приказ по предприятию или распоряжение руководителя закрепляют за конкретным человеком статус стропальщика. В удостоверении по профстандарту делается отметка об этом. Подчеркнем: претендент должен иметь медсправку, пройти профессиональную подготовку (обычно с отрывом на курсы или в колледже) и успешно сдать экзамен на право работы с грузоподъемными машинами.
4. Как часто стропальщик должен осматривать канаты и стропы?
Стропальщик обязан регулярно осматривать грузозахватное оборудование в том числе стропы. Визуальный осмотр (быстрая проверка на отсутствие внешних повреждений) проводится ежедневно перед работой.
Осмотр не реже чем каждые 10 дней для стропов и тары.
В нормативе приведены конкретные сроки: траверсы – каждые 6 месяцев, канаты/стропы – каждые 10 дней, клещи – 1 раз в месяц. Эта периодичность зафиксирована в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и в типовой инструкции: «Стропы и тара – через каждые 10 дней».
5. Что должен сделать стропальщик перед подачей сигнала о подъеме груза?
Перед подачей сигнала крановщику проверяет безопасность операции. Убеждается, что груз надежно зацеплен и ничем не выступает (нет незакрепленных деталей). Контролирует, чтобы груз не цеплялся ни за какие конструкции в зоне подъема и чтобы люди отсутствовали в опасной зоне. После этого отдает крановщику сигнал «вира (подъём)».
6. Кто подает сигнал при работе нескольких стропальщиков?
Если с одним краном работают сразу несколько специалистов, сигнал крановщику может подавать только старший стропальщик. Как правило, прораб или инженер назначает одного из них старшим (в записи инструктажа или в наряде).
7. Что разрешается стропальщику при подъеме и перемещении грузов?
При подъеме/перемещении грузов разрешается находиться рядом с грузом, в безопасном положении. Конкретно – можно быть близко к грузу только до тех пор, пока он поднят не более чем на 1 м от площадки. Это позволяет закрепить груз, направить его и следить на минимальной высоте. Во всех иных случаях стоять под или перед грузом категорически запрещено.
8. Что должен знать стропальщик о кране и грузах?
Обязан иметь общее представление об устройстве крана и знать его грузоподъемность. Это означает понимание конструкции крана (стрела, ходовые опоры, противовес и т.д.) и обозначенных показателей: максимально допустимого веса при различных вылетах стрелы.
Он также должен знать правила строповки: схемы крепления грузов, способы определения массы груза, выбор необходимых стропов по числу ветвей, диаметру и углам подвеса. Стропить можно только по утвержденным схемам строповки и с учетом паспортных данных груза.
9. Что не входит в обязанности?
В обязанности не входит изготовление грузозахватных средств или ремонт крана. Он не должен заниматься техобслуживанием и ремонтом оборудования (это задача механиков), а также изготавливать стропы из проволоки или цепей – это работа специализированного производства. Т.е. умение самостоятельно мастерить стропы (сращивать канаты и т.д.) ему не требуется (такое прямо запрещено).
10. Какие сигналы при работе?
Сигналы – это согласованная система жестов или свистков, обеспечивающая безопасную работу.
Мы могли бы перечислить все сигналы, но есть несколько основных, которые точно понимают все крановщики.
Основные сигналы:
- Руки в стороны — остановись.
- Поднятая и согнутая в локте рука, вращение ладонью — поднимай.
- Вытянутая вперед рука на уровне пояса — медленно опускай
- Опущенная вниз по диагонали рука — опускай
- Движение вытянутой рукой вправо или влево — указание куда двигать груз
- Рука поднята и согнута в локте, движение рукой вперед или назад — двигай вперед или назад.
Если хотите узнать больше сигналов, вбейте в поиске по картинкам запрос «сигналы стропальщика», там огромное количество картинок с сигналами, например таких:
11. Разрешённый инструмент и вспомогательные приспособления
Используйте только утвержденные средства и приспособления, предусмотренные проектом строповки. Не разрешается применять подручные приспособления (ломы, штыри, проволоку и т.д.), не указанные в схеме. Инструмент (крюки, канаты, блоки) должен иметь бирки с грузоподъемностью. Норматив запрещает соединять оборванные звенья цепей болтами или проволокой и поправлять стропы ударами молотка или ломом. Таким образом, применять можно только стандартные проверенные стропы, траверсы, клещи и т.д., а весь прочий инструмент – только в качестве вспомогательных средств (оттяжки, багры, лестницы с подкладками при необходимости).
12. Какие действия стропальщика при аварии или несчастном случае?
При аварии (поломке крана, разрыве каната и т.п.) или при несчастном случае немедленно подайте сигнал «стоп» крановщику и прекращаете все операции. Затем следует срочно известить ответственных (прораба или мастера) и оказать первую помощь пострадавшим. Важно также оставить груз в подвешенном состоянии (или установить его на надежную опору) и сдать смену с полным отчетом о случившемся.
13. Что должен сделать стропальщик при подаче напряжения на машину?
Если грузоподъемная машина оказалась под электрическим напряжением (кран коснулся провода), должен принять меры личной безопасности и немедленно сообщить об этом крановщику и ответственным. На практике это означает срочно выйти из опасной зоны (не прикасаться к металлическим частям крана), отключить питание (отрубить рубильник крана) и позвать электротехническую службу.
Повторная проверка знаний стропальщиков, какая периодичность?
Повторная аттестация (проверка знаний) проводится минимум раз в 12 месяцев.
К повторному экзамену также отправят при переходе работника в другую организацию, при перерыве в работе более 6 месяцев или по требованию инспектора. После проверки результаты фиксируются в удостоверении.
Что обязан сделать стропальщик перед опусканием груза?
Перед опусканием груза обязан подготовить место укладки: осмотреть площадку, убедиться, что там нет ям, технологических коммуникаций, по которым груз может съехать или перевернуться. При необходимости предварительно класть подкладки (прочные брусья, подставки) для устойчивости и удобства снятия стропов. После опускания убедиться, что груз прочно стоит, и только затем снять стропы с крюка. Нельзя допускать укладку груза на трубы, кабели, временные сооружения или иные неподготовленные основания.
14. Какие основные обязанности стропальщика?
В обязанности входит организация и безопасное выполнение всех операций по строповке и перемещению груза. Он должен получить задание, проверить исправность оборудования и спецодежды, затем правильно обвязать груз согласно схеме. При подъеме и перемещении он контролирует равномерность натяжения стропов и устойчивость груза, обеспечивает подачу сигналов, ограждает опасную зону и следит за тем, чтобы никто не находился под грузом. По окончании работы снимает стропы и передает смену, доложив о замеченных неисправностях (журнал сдачи смены). Все его действия регламентируются производственной инструкцией, схемами строповки и правилами безопасности.
15. Какие запрещенные действия стропальщика?
Категорически запрещено выполнять любую работу, создающую угрозу безопасности. Запрещается:
- перемещать груз «волоком» (по земле)
- захватывать груз за поврежденные или нерасчетные крепления
- поднимать груз с неизвестной или большей, чем разрешено, массой
- стоять под грузом или позволять другим находиться под поднятым грузом (он может находиться рядом только до 1м подъема)
- нельзя освобождать защемленные стропы при помощи крана или корректировать груз ударами молотка
- запрещены подъём во время тумана/сильного ветра
- перемещение груза над людьми
- загрузка транспортных средств с водителем внутри
Одним словом, нельзя выходить за рамки утвержденных правил, все операции по строповке и погрузке должны выполняться точно по технологии.
16. Кто определяет количество стропальщиков обслуживающих 1 кран?
Количество стропальщиков на одном кране определяет ответственный руководитель работ (мастер, прораб). Как правило, на наряде или в проекте указывается, сколько необходимо человек.
Когда работает два или более лиц, один из них назначается старшим — он координирует работу и подает сигналы.
17. Что должен знать и уметь стропальщик?
Должен обладать широким набором знаний и умений. Ему необходимо знать сигналы, технику строповки, устройство крана и документацию (производственную инструкцию, схемы строповки). Также – правила безопасного перемещения грузов, меры противопожарной безопасности и оказания первой помощи.
Практические умения: определять грузоподъемность крана по вылету стрелы, правильно подбирать стропы по массе и геометрии груза и выполнять надёжную обвязку (строповку) груза. Кроме того, обязан уметь правильно подавать сигналы (знать стандартный регламент обмена командами с крановщиком), а в нештатной ситуации – выключать кран от сети и пользоваться средствами пожаротушения. Эти требования закреплены и в законодательстве. Например, в инструкции пунктами 1.11–1.12 описаны все необходимые навыки: сигналы, способы строповки, выбор стропов, проведение работ вблизи ЛЭП и т.д.
18. Где должен находиться стропальщик при перемещении груза?
Во время горизонтального перемещения груза должен следовать сбоку или сзади груза, на безопасном расстоянии, и не заходить в опасную зону. Перед перемещением он должен убедиться в отсутствии людей вокруг и только потом выйти из опасной зоны. Проще говоря, не должен находиться впереди или под грузом во время его перемещения. Если груз движется по рельсам (тельфер), сигнальщик идет впереди грузоподъемного устройства, а при работе стационарного крана может находиться сбоку на видном расстоянии. Главное – всё время держаться вне траектории груза и быть готовым остановить машину при необходимости.
19. Что обязан сделать стропальщик перед началом работы?
Перед началом смены выполняет ряд подготовительных действий: получает наряд-допуск от ответственного лица, знакомится с проектом или технологической картой работ, проверяет исправность оборудования. Обязательно осматривает стропы, канаты, траверсы и подтяжные инструменты – чтобы они были отмечены клеймами или бирками грузоподъемности. Он также проверяет тару (бадьи, кузова) на наличие маркировки массы и прочности. Надевает спецодежду, застегивает рукава и берет с собой паспорта и пропуска. Если условия освещенности плохие, работу начинать нельзя – надо заранее об этом доложить начальнику.
20. Какие действия стропальщика при пожаре на кране?
При возникновении пожара на грузоподъемной машине должен немедленно отключить электроэнергию крана (рубильник), вызвать пожарную охрану и приступить к тушению имеющимися средствами. Процесс тушения ведется с безопасного расстояния.
Важно эвакуировать людей из опасной зоны и сообщить о происшествии руководству. После этого – также как при любой аварии – необходимо докладывать о случившемся и оказывать помощь пострадавшим.
21. Как стропальщик может спровоцировать аварию?
Практически любые грубые нарушения правил могут привести к аварии. В частности, ненадежная строповка грузов (неправильно подобранные или прикреплённые стропы), использование неисправного или непригодного грузозахватного приспособления и отступление от утвержденной схемы строповки – все это создаёт прямую угрозу поломки крана или падения груза. Любое из этих действий чревато обрывом каната, перекосом грузового центра или заеданием механизмов, т.е. аварией. Поэтому безопасность требует неукоснительно следовать инструкциям – тогда риск минимален.
22. Кто подписывает удостоверение стропальщика после экзамена?
Удостоверение стропальщика (документ о прохождении аттестации) подписывает председатель квалификационной комиссии (или уполномоченное лицо руководства предприятия). Это удостоверение с подписью является официальным доказательством допуск к работе и предъявляется по требованию инспекторов, инженеров по охране труда или крановщика.
23. Где проходят подготовка и аттестация стропальщиков?
Обучение и проверка знаний проводятся на специализированных курсах или в техникумах/колледжах, имеющих лицензию Госгортехнадзора (Ростехнадзора). По регламенту учебный процесс может организоваться на базе учебных заведений или курсов при предприятиях с разрешением контролирующих органов. Аттестация проводится квалификационной комиссией предприятия: на ней проверяют знание производственной инструкции, правил строповки, сигналов и т.д. Дата и протокол проверки заносятся в удостоверение.
24. Документы, которые всегда при себе должны быть у стропальщика
Во время работы обязан иметь при себе удостоверение стропальщика (или квалификационное удостоверение). Этот документ подтверждает его право выполнять работу (перечислены все разрешенные операции).
25. При каких операциях нужен старший стропальщик?
Во всех случаях, когда кран обслуживают более одного стропальщика, назначается старший. Эту роль выполняют при каждой комплексной операции: при подъеме и перемещении крупногабаритных или тяжеловесных грузов, при работе нескольких кранов или в опасных зонах. На практике старшим обычно назначают наиболее опытного или ту часть бригады, которую считает нужным ответственный за работу кранами. Сигналы в таком случае подает старший, он же обобщает информацию и контролирует других.
26. Что такое паспорт стропа?
Паспорт (формуляр) стропа – это сертификационный документ на грузозахватное приспособление. В нем фиксируются все основные характеристики стропа: грузоподъемность, обозначение по нормативам (ГОСТу или РД), масса, год выпуска, производитель, результаты испытаний и гарантийный срок. Паспорт заполняется изготовителем при выпуске стропа и ставится его печать и подпись ответственных лиц. При эксплуатации паспорт должны хранить у себя те, кто эксплуатирует строп – он необходим для проверки соответствия стропа нормам. Если на предприятии используется партия новых стропов, можно оформить единый паспорт на всю партию (в котором перечислить заводские номера всех стропов). Таким образом, этот документ служит «техническим паспортом» стропа: его контроль качества и требований.
27. Какое опасное воздействие не бывает в работе стропальщика?
В обычной деятельности из перечисленных опасных факторов не возникнет воздействия изменения барометрического давления (атмосферного давления). Все реальные риски: движущие механизмы, падение грузов, шум, резкие перепады температуры, контакты с острыми кромками и т.д. – учтены в правилах. В учебных материалах даётся вопрос: какое воздействие невозможно? и правильный ответ – изменение атмосферного давления (барометрическое давление). Атмосферное давление может меняться с погодой, но в условиях стройки или производства это не является опасным фактором.
28. Что должен предусмотреть стропальщик при подходе к месту подъёма груза?
При подходе к месту, где груз будет поднят или вывешен, должен убедиться, что зона работ безопасна. Все проёмы (люки, отверстия, оконные проёмы под краном) должны быть закрыты или ограждены, а там, где возможно падение грузов, на видном месте развешиваются предупреждающие плакаты/знаки. Другими словами, перед тем как поднять или пересекать опасную зону, нужно обустроить ограждения и предупредить людей.
29. Какие запрещенные действия при вывозке грузов (транспортировке)?
При перевозке (вывозке) грузов на транспортном средстве запрещено допускать нахождение людей в кузове, на платформе или в полувагоне. То есть водитель автомобиля и его помощник не должны находиться в кабине/кузове при загрузке/выгрузке с помощью крана. Категорически запрещено перевозить людей на поднимаемом или опущенном грузе.
Более того, если во время работы крана автомобиль подъехал для загрузки, нужно заглушить двигатель и поставить автомобиль на стояночный тормоз, чтобы исключить самопроизвольное движение.
Когда станете профессиональным стропальщиком, не забудьте, где можно купить любые виды грузоподъёмных стропов от профессионалов 😉
Если хотите купить стропы или получить профессиональную консультацию, позвоните по номеру +7(495)006-12-37 или напишите на почту zakaz@stropexpert.ru. Доставка работает по всей территории РФ. Наша категория со стропами.