Коуши: виды, применение и стандарты

Блог СтропЭксперт.ру

Что такое коуш?

Что такое коуш?Коуш – это вспомогательная деталь такелажа в виде жёсткой вставки с желобом (канавкой) на наружной стороне. Обычно имеет каплевидную (грушевидную) форму, реже – круглую или треугольную. Коуш вставляется в петлю (огон) при её формировании, благодаря чему петля приобретает гладкий внутренний радиус, а трение и перегиб волокон троса значительно уменьшаются. Происхождение термина связано с нидерландским словом kous – в русский язык это слово вошло через морскую практику в начале XVIII века. Изначально коуши применялись на корабельных канатах, а со временем стали использоваться повсеместно в грузоподъёмных устройствах, при изготовлении стропов и стальных буксировочных тросов.

Коуш представляет собой цельную (иногда составную) металлическую оправку – чаще всего из углеродистой стали (нередко с оцинкованным или окрашенным покрытием), реже из нержавеющих сталей или даже прочного пластика для лёгких нагрузок. Размер типового коуша подбирается в соответствии с диаметром троса: как правило, характерный размер коуша примерно в 4 раза превышает диаметр каната. Например, для троса диаметром 12 мм рекомендуется коуш с внутренним диаметром около 48 мм. Стандартные коуши в маркировке обычно обозначаются номером (например, №25, №45 и т.д.), который примерно соответствует основному размеру коуша в миллиметрах и связан с диапазоном допустимого диаметра изделия. Так, коуш №25 рассчитан на стальной трос диаметром порядка 6–7 мм, коуш №45 на ~13–15 мм и т.д., согласно таблице стандартных размеров.

Содержание:

  1. Для чего предназначен коуш?
  2. Виды коушей
  3. Материалы и изготовление
  4. Стандарты и размеры коушей
  5. Использование и требования безопасности
Текстильные стропы

Текстильные стропы

от 200 ₽ до 109 100 ₽

Выбрать
Стропы канатные

Стропы канатные

от 735 ₽ до 509 092 ₽

Выбрать
Цепные стропы

Цепные стропы

от 1 500 ₽ до 199 900 ₽

Выбрать

Для чего предназначен коуш?

Основное назначение коуша – защищать от износа и перегибов в местах крепления. Жёсткая вставка в петле позволяет распределить нагрузку по большему радиусу и на большую площадь, предотвращая критический перегиб проволок троса. Без коуша стальной трос в петле испытывает сильное трение о крюк, болт, шакл или другое крепёжное звено, что приводит к быстрому истиранию и локальному излому проволок. Коуш же берёт на себя трение и обеспечивает плавный округлый изгиб петли.

Использование коушей для тросов даёт сразу несколько преимуществ:

  • петля с коушем работает на растяжение, а не на излом
  • нагрузка распределяется равномерно по длине петли
  • снижается риск разрыва отдельных прядей от перегиба и перетирания
  • продлевается срок службы
  • повышается общая надёжность и безопасность строповки

В такелажных и грузоподъёмных операциях применение коушей повышает допустимую рабочую нагрузку петли, так как прочность без коуша в узле (огоне) снижается из-за перегиба. Таким образом, коуш предназначен для упрочнения и защиты петли троса, сохраняя расчётную прочность и предотвращая его преждевременный выход из строя.

Помимо промышленной грузоподъёмной техники, коуши нашли применение в самых разных областях. Их используют в стяжках и оттяжках конструкций, буксировочных тросах, монтажных растяжках. В морском деле коуши закрепляют в петлях швартовых и такелажных канатов для крепления к элементам судна. Встречаются они и в спецснаряжении: например, в пожарных верёвках (спасательных линиях) петля на конце часто усилена коушем.

Виды коушей

Конструкция и форма коушей могут отличаться в зависимости от назначения. Существуют несколько основных типов этих изделий:

Судовой (каплевидный) коуш

Судовой каплевидный коушСудовой коуш – самый распространённый тип, имеющий грушевидную (каплевидную) форму с зауженными концами. Такая форма обеспечивает оптимальное распределение нагрузки по дуге петли. Классический судовой коуш изготавливается из высокопрочной углеродистой стали методом горячей ковки или штамповки, благодаря чему обладает жёсткостью и не деформируется под нагрузкой. Коуши этого типа применяются не только в судостроении, но и во многих других отраслях, и подходят как для стальных тросов, так и для синтетических канатов. В отечественной классификации стандартный стальной коуш грушевидной формы регламентирован ГОСТ 2224-93 – именно такие коуши используются при изготовлении большинства стропов. Для судовых коушей могут встречаться литеры в обозначении (например, тип C и P), которые указывают на сферу применения: так, вариант для стальных отличается от варианта для мягких (растительных или синтетических).

Круглый коуш

Круглый коуш

Круглый коуш для троса имеет форму кольца с непрерывной канавкой по окружности. В петле с таким вкладышем трос изгибается по кругу, образуя кольцевую огоновку. Круглые коуши характеризуются повышенной жёсткостью конструкции. Они обычно толще и массивнее грушевидных и после установки придают петле строго круглую форму. Однако такая форма создает больший угол между ветвями троса, поэтому очень важно надёжно зафиксировать конец – требования к креплению петли с круглым коушем повышенные. Круглые коуши находят применение там, где нужна особо прочная неподвижная петля, но в подъёмных стропах используются реже грушевидных.

Вантовый коуш

Вантовый коуш

Вантовый коуш по внешнему виду похож на судовой, но отличительной особенностью является наличие поперечной перемычки внутри петли. Эта перемычка уменьшает внутренний диаметр и придаёт коушу дополнительную жёсткость. Вантовые коуши, как правило, изготавливаются ковкой или литьём из легированной стали и рассчитаны на высокие статические и динамические нагрузки. Свое название они получили от слова «ванты» – так на флоте называют стоячие такелажные растяжки (например, удерживающие мачты). Соответственно, вантовые коуши применяются в судовой оснастке, однако не только там: они используются и в строительных конструкциях, мачтах, опорах, где необходима особо надёжная фиксация троса с минимальным просветом петли. Перемычка препятствует смятию коуша и служит упором, за который может цепляться крепёжный штырь или болт. Существуют коуши с перемычкой под стандартом DIN 83420 / EN 13411, которые часто применяются во внедорожных лебёдках и тяжёлых растяжках. В некоторых каталогах такой тип могут называть «коуш типа D» или «коуш с перемычкой».

Клиновой коуш

Клиновой коуш (так же называют клиновой зажим) представляет собой составное устройство для быстрого крепления конца каната с помощью клина. Конструктивно он состоит из массивной обоймы (корпуса) с конусным каналом и отдельного клина-вставки с продольной канавкой под трос. При монтаже один конец огибает обойму, а свободный конец заводится внутрь вместе с клином. Под действием натяжения груза клин затягивается в сужающуюся обойму, намертво прижимая трос. Сила трения и клиновый эффект препятствуют выскальзыванию изделия из зажима.

Клиновые коуши используются преимущественно в грузоподъёмных механизмах (кранах, лебёдках) – они позволяют быстро закрепить канат без трудоёмкого заплетения или опрессовки. Чаще всего клиновой тип применяется как часть сменных концевых захватов крана или лебёдки (например, в башенных кранах, тяговых лебёдках) и обеспечивает удобство обслуживания. Следует отметить, что хотя клиновая обойма иногда называется коушем, фактически она выполняет несколько иную роль, отличаясь от классических коушей формой и принципом работы. Тем не менее клиновые зажимы стандартно включают в семейство коушей как разновидность терминальной оснастки троса.

Закрытый коуш

Закрытый коушЗакрытый коуш – это исполнение коуша с полностью замкнутыми бортиками желоба. По форме он напоминает трубку или колыбель, внутри которой лежит трос. У таких коушей канавка образует замкнутое пространство, что исключает выпадение и защищает его пряди от внешней среды. Закрытые коуши чаще всего применяются с мягкими тросами – синтетическими или растительного происхождения, где есть риск выскальзывания гибкой верёвки из открытого желоба. Кроме того, полузакрытая конструкция предохраняет волокна от ультрафиолета, влаги и механического повреждения, что актуально для тросов, работающих на открытом воздухе. Стальные закрытые коуши изготавливаются как из обычной, так и из нержавеющей стали, иногда из цветных сплавов. В СССР/РФ для таких изделий введён стандарт ГОСТ 28238-89, регламентирующий коуши закрытого типа для растительных и синтетических канатов. Визуально закрытый коуш отличается наличием выраженных бортов или даже почти сплошной трубчатой формы вокруг троса.

Другие разновидности

Помимо перечисленных основных видов, существуют и более узкоспециализированные коуши.

Полу-коуши – укрупнённые вкладыши для особо толстых канатов, которые могут состоять из двух половин. Их используют на концах сверхкрупных тросов там, где цельный коуш таких размеров изготовить или установить затруднительно. Полу-коуши обычно имеют разборную конструкцию: две симметричные части охватывают петлю с обеих сторон и образуют желоб нужного диаметра.

Кислотостойкие коуши – это, строго говоря, не особая форма, а изделия из специальной нержавеющей стали (марки A4 и др.), обладающей повышенной стойкостью к агрессивным средам. Такие коуши отличаются гладкой полированной поверхностью и применяются в химической промышленности, морской воде и т.п. средах, где обычные оцинкованные детали быстро бы корродировали.

Треугольные коуши — имеют форму треугольной рамки. Исторически они встречались в морском деле, однако сейчас используются редко. В целом же подавляющее большинство современных коушей – либо грушевидные (каплевидные), либо круглые, а прочие варианты применяются по мере специальных требований.

Материалы и изготовление

Материалом для коушей обычно служит конструкционная сталь. Массово производятся коуши из углеродистой стали Ст3, 20, 45 и аналогичных марок – как без покрытия, так и с антикоррозийным покрытием (цинкование, воронение, порошковая окраска и др.). При необходимости применяются более прочные стали: для морских и химических условий – нержавеющие хромоникелевые стали (например, AISI 304, 316, известные как A2 и A4). В некоторых случаях (искробезопасное исполнение, морская фурнитура для парусных яхт) коуши делают из бронзы или латуни, так как цветные сплавы не ржавеют и не дают искр при ударе. Существует и ограниченное применение пластмассовых коушей – как правило, из прочного полиамида – но только для небольших верёвок и умеренных нагрузок (бытовые буксировочные ремни, парусный спорт и т.п.), поскольку полимерный коуш менее стоек к износу.

Способы изготовления коушей включают горячую ковку, штамповку (гибку) и литьё. Массовые стандартные коуши обычно изготавливаются из стальных полос или прутков методом холодной или горячей штамповки с последующей механической обработкой канавки. Также практикуется ковка – особенно для крупных и судовых коушей, требующих повышенной прочности. Некоторые усиленные или нестандартные формы (например, вантовые с перемычкой) могут отливать из стали или чугуна с последующей обработкой. Для защиты от коррозии готовые стальные коуши часто оцинковывают (горячим методом или гальваникой), реже оксидируют (чернят) или красят порошковой эмалью. В результате качественный стальной коуш способен длительно работать на улице и в морской воде без существенной ржавчины.

Коуши бывают цельными (монолитными) и разборными. Цельные – это привычные единые рамки, разборные же состоят из двух и более частей. Пример разборной конструкции – упомянутый клиновой коуш, где обойма отделена от клина, или полу-коуш, состоящий из двух половин. Разборные коуши удобны в условиях стационарного монтажа, когда нужно установить коуш на уже натянутый канат или когда диаметр троса очень велик. При этом в эксплуатации разборные модели требуют периодического контроля сборки (например, подтягивания клина).

Для особых условий эксплуатации материалы коушей подбираются по спецтребованиям. Например, для северных районов (температуры ниже -40 °C) используют сталь с пониженным содержанием легирующих элементов (чтобы избежать хрупкости при морозе). А в среде с повышенной кислотностью или в морской воде – высоколегированные нержавеющие стали с полированной поверхностью, выдерживающие агрессивное воздействие. Таким образом, конструкция коушей относительно проста, но материал и технология их изготовления подбираются под предполагаемые нагрузки и условия службы.

Стандарты и размеры коушей

Производство и применение коушей регламентируется рядом стандартов. В России и странах СНГ основным нормативом является ГОСТ 2224-93 «Коуши стальные для стальных канатов». Этот стандарт (первоначально введён ещё в 1972 г. как ГОСТ 2224-72) устанавливает конструкцию, материалы и размеры кованых и штампованных коушей, применяемых для крепления концов проволочных канатов подъемно-транспортных устройств. В таблице ГОСТ 2224 приведён ряд типоразмеров (№ 25, 30, 34, 40… до № 120), охватывающих диапазон диаметров приблизительно от 6 мм до 44 мм. Например, коуш № 63 по ГОСТ рассчитан для канатов Ø18,5–22,0 мм, коуш № 75 – для 22–25,5 мм и т.д.. Геометрические параметры (ширина желоба D, толщина и длина) для каждого номера стандартизированы. Эти стандартные коуши обычно применяются во всех отраслях промышленности (кроме отдельных спецсфер вроде атомной, авиа- и водного транспорта, где могут быть свои нормы).

Для коушей закрытого типа в советской стандартизации предусмотрен отдельный стандарт – ГОСТ 28238-89, касающийся вкладышей с бортиками для гибких канатов (как упомянуто выше). Также действуют отраслевые стандарты на методы закрепления на коуше, например ГОСТ 19029-73 и ГОСТ 19030-73 – которые описывают технологии заплетки троса вокруг коуша и требуемые размеры последних.

В международной практике широко применяются европейские стандарты DIN/EN. Наиболее известен DIN 6899, содержащий два типа: DIN 6899-A (так называемый лёгкий, открытый коуш без усиленных бортов) и DIN 6899-B (усиленный, более массивный коуш с утолщённой спинкой). Оба типа DIN 6899 охватывают диапазон диаметров троса от 2–3 мм до ~50 мм. Стандарт DIN 6899 практически эквивалентен по назначению ГОСТ 2224 и используется повсеместно вне СНГ. Кроме того, для морских применений существует DIN 3091 – стандарт судового коуша особой формы (иногда называемый коуш тип C, с очень плотной закруглённой формой, применяемый в судовой промышленности). Европейский стандарт EN 13411-1 (и ISO 12179) также регламентирует требования безопасности к коушам для стальных канатов, являясь аналогом упомянутых национальных стандартов. В частности, EN 13411-1 включает требования к материалу, испытаниям и маркировке коушей. Для клиновых коушей установлен отдельный стандарт EN 13411-6 (DIN 43148), описывающий клиновые зажимы.

Подбор коуша нужного размера осуществляется по стандартным таблицам или рекомендациям производителя. Важно точно соответствовать диаметр каната и размер коуша – слишком маленький коуш приведёт к перегибу троса, а слишком большой – к неплотному прилеганию и ненадёжной фиксации. При изготовлении строп в петле с коушем трос крепят либо методом опрессовки алюминиевой втулкой, либо болтовыми зажимами, либо заплетением вручную – в любом случае, крепление должно быть выполнено согласно нормам, чтобы коуш плотно сидел в петле и не «болтался».

Использование и требования безопасности

Применение коушейКоуши являются неотъемлемой частью грузовых строп, такелажных приспособлений и крепёжных систем. Они рассчитаны на длительную эксплуатацию под нагрузкой, однако требуют соблюдения правил техники безопасности. В процессе работы необходимо периодически осматривать коуши на предмет износа или деформации. Деформация коуша – серьёзный признак того, что строп отработал свой ресурс либо подвергался перегрузке. Согласно правилам, не допускается использовать стропы, у которых коуши погнуты или деформированы. Если геометрия желоба нарушена (сплющивание, раскрытие, трещины), то такой коуш подлежит браковке и замене, так как он уже не обеспечивает должной поддержки троса. Например, нормативы браковки канатных строп указывают, что износ или деформация коуша более чем на 10–15% от исходных размеров является основанием для вывода стропа из эксплуатации.

При правильной же эксплуатации коуши значительно продлевают срок службы канатов. Их применение увеличивает ресурс стропа в несколько раз за счёт снятия концентрированных напряжений в петле. В итоге снижение затрат на замену канатов и повышение безопасности оправдывает использование коушей в любых ответственных соединениях. При монтаже нового коуша важно подобрать соответствующий диаметру троса размер, правильно установить его в петлю и надёжно зафиксировать конец каната зажимами или опрессовкой. Коуш должен сидеть плотно, без люфта, и охватывать канат по всей длине канавки. Соблюдение этих условий обеспечивает, что коуш будет выполнять свою функцию – защищать трос – на протяжении всего срока эксплуатации.

Вывод: коуши – хоть и небольшие по размеру детали – играют критически важную роль в канатных соединениях. Они представлены различными видами для разных задач, стандартизованы и просты в использовании. Правильно подобранный и установленный коуш повышает надёжность любой системы с тросовыми петлями, будь то подъёмный кран, корабельный такелаж или спасательная верёвка. Благодаря коушам стальные канаты служат дольше и безопаснее, а значит, их применение остаётся актуальным во всех сферах, где используются тросовые стропы и соединения.

Хотите купить стропы или получить профессиональную консультацию, позвоните по номеру +7(495)006-12-37 или напишите на почту zakaz@stropexpert.ru. Доставка работает по всей территории РФ.

Все результаты поиска