Маркировочные бирки стропов: требования и характеристики

Блог СтропЭксперт.ру

Содержание:

  1. Требования к маркировке стропов
  2. Что указывается на бирке стропа
  3. Виды стропов и их маркировка
  4. Маркировка других грузоподъемных механизмов
  5. Пример: как определить грузоподъемность «паука»

Маркировочная бирка стропа — это табличка или ярлык, прикрепленный к грузовому стропу для идентификации его характеристик и обеспечения безопасной эксплуатации. Маркировка включает условные знаки, буквы, цифры или надписи, позволяющие быстро узнать тип стропа, его грузоподъемность и другие параметры. Наличие четкой и читаемой бирки крайне важно: если она отсутствует или надпись на ней неразборчива, строп подлежит браковке и не может использоваться. Это требование безопасности обусловлено тем, что без достоверной информации о стропе невозможно гарантировать его правильное применение и избежать перегрузки.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

от 200 ₽ до 109 100 ₽

Выбрать
Стропы канатные

Стропы канатные

от 735 ₽ до 509 092 ₽

Выбрать
Цепные стропы

Цепные стропы

от 1 500 ₽ до 199 900 ₽

Выбрать

Официальные требования к маркировке стропов

Маркировка строп регламентируется государственными стандартами и правилами. Согласно ГОСТ 25573-82 (п.7.1), каждый строп должен иметь клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку с указанием следующих сведений: наименования (товарного знака) изготовителя, номера стропа по нумерации изготовителя, грузоподъемности стропа и даты испытания (месяц, год). Современные нормативные документы расширяют этот перечень. Руководящий документ РД 24-СЗК-01-01 добавляет требования указывать также тип стропа, его условное обозначение, г/п в зависимости от способов строповки, длину стропа, дату изготовления, порядковый номер и обозначение стандарта или ТУ, по которому изготовлен строп. Допускается наносить информацию с обеих сторон при необходимости.

Для разных видов стропов могут применяться специальные стандарты. Для канатных стропов ГОСТ Р 58753-2019 требует наличия бирки с основными данными: изготовитель, тип стропа, инвентарный номер, г/п (тонн) и дата испытаний. Все эти нормы призваны обеспечить, чтобы пользователь всегда мог определить характеристики стропа без обращения к дополнительной документации.

Что указывается на бирке стропа

На бирке стропа в обязательном порядке указывается ключевая информация о приспособлении. В типичный перечень входят:

  • Производитель — название предприятия-изготовителя или его товарный знак (иногда также адрес). Это позволяет отследить происхождение стропа и подтвердить его соответствие сертификатам качества.
  • Тип стропа — условное обозначение, включающее вид стропа и количество ветвей. 2СТ расшифровывается как двухветвевой строп текстильный (то есть текстильный строп с двумя ветвями), а «4СК» обозначает четырехветвевой строп канатный — так называемый «паук». Такое обозначение сразу указывает конфигурацию стропа.
  • Грузоподъемность — максимально допустимая рабочая нагрузка стропа (на иностранных стропах или их элементах, крюках крана и звеньях указывают WLL — Working Load Limit). Эта характеристика обычно указывается в тоннах или килограммах и обозначает грузоподъёмность. Знание необходимо для безопасной работы, поэтому это значение выделяется особо. Нередко указывают для разных способов строповки (к примеру для вертикального подъема, зацепа петлей, «чокером» и т.п.), особенно для многоветвевых стропов.
  • Длина стропа — номинальная длина ветвей или общая длина (в метрах). Длина важна для правильного выбора стропа под конкретный груз.
  • Дата изготовления стропа и/или дата испытания – как правило, месяц и год. Эти сведения позволяют определить возраст стропа и крайний срок очередного испытания. По ГОСТ требовалось указывать дату последних испытаний, но сейчас обычно указывают – дату выпуска изделия. В любом случае, это помогает отследить срок службы.
  • Идентификационный номер — порядковый (заводской) номер стропа по системе нумерации изготовителя. Индивидуальный номер связывает строп с его паспортом и сертификатом, где записаны результаты испытаний и другие подробности.
  • Обозначение стандарта или технических условий – ссылка на документ, по которому строп изготовлен (ГОСТ или ТУ). Это подтверждает соответствие изделия обязательным нормам.

Самой важной характеристикой считается грузоподъемность стропа. Именно на максимально допустимую нагрузку в первую очередь должен обращать внимание стропальщик при выборе стропы для подъема груза.

Виды стропов и их маркировка

Существуют несколько основных видов грузовых стропов – канатные (из стального каната), цепные, а также текстильные (ленточные и круглопрядные). Она обязательна для любых видов стропов, однако способ нанесения и материалы бирок могут различаться.

  • Маркировка канатных стропов – обычно оснащаются металлическими бирками. Её надевают на канатную ветвь при изготовлении стропа (при опрессовке или заплетке петель). Металлические бирки для канатных строп делают из прочного материала (алюминий, легированная или оцинкованная сталь) и наносят информацию методом штамповки или вибрографа. Их располагают либо на теле стропа, либо около одной из петель каната. На самой бирке указываются стандартные сведения (производитель, тип, г/п и т.д.). Дополнительно, клейма бывают на алюминиевых втулках стропа (диаметр каната). Согласно стандарту, на каждом звене и захвате сборного канатного стропа также должны быть нанесены: товарный знак изготовителя, допускаемая нагрузка и год испытания (последние две цифры). Это требование применяется, к соединительным звеньям, скобам или крюкам в составе многоветвевых стропов.
  • Маркировка цепных стропов – маркируются только металлическими бирками, поскольку другие материалы не выдержали бы условий эксплуатации цепи. Её крепят на основном звене (овальном звене вертлюга) либо на соединительном элементе, объединяющем ветви. У цепного стропа, помимо стандартных характеристик, обычно дополнительно указываются характеристики самой цепи. В технических условиях предусмотрено обозначение класса прочности цепи (8 класс для легированной цепи высокого напряжения), а также размер цепи – диаметр звена и число ветвей (часто записывается дробью, 2/8 означает 2 ветви цепи диаметром 8 мм). Разумеется, указывают грузоподъемность самого стропа (6.7 т), которая рассчитывается для сборки целиком. Кроме того, каждое звено цепи и грузовой крюк обычно имеют литые или выбитые клейма – код производителя, коэффициент запаса прочности («класс 8» для Grade 80) и допустимую нагрузку или предельное разрушающее усилие. Эти отметки служат дополнительной страховкой на случай утери бирки.
  • Маркировка текстильных стропов (ленточные стропы СТП или допустим строп текстильный круглопрядный) – не оснащаются металлическими бирками, поскольку металл мог бы повредить тканевую ленту при нагрузках. Вместо этого на текстильных стропах используют этикетки из прочного синтетического материала: винила, полиэстера, специальной прорезиненной ткани или кожи. Она обычно пришивается к стропу в месте, где она не будет сильно истираться – у основания петли или в точке сшивки ленты. Информация (производитель, тип, грузоподъемность, длина, стандарт, иногда ширина ленты и др.) наносится на такую бирку методом термопечати несмываемыми чернилами. Для улучшения читаемости используют контрастные цвета: белые ленты с темным текстом, либо наоборот.
Пример нашей бирки StropExpert на текстильном СТП 3т 4м.

Дополнительная цветовая: по международному стандарту грузоподъемность текстильных ленточных стропов обозначается цветом самой стропы. Например, фиолетовый цвет ленты соответствует 1 тонне, зеленый – 2 тоннам, желтый – 3 тоннам и т.д. Благодаря этому даже без чтения бирки можно ориентировочно понять грузоподъемность текстильного стропа по его цвету.

Вне зависимости от вида стропа, маркировочная бирка должна оставаться разборчивой на протяжении всего срока службы изделия. Материал и способ нанесения надписей выбираются так, чтобы надписи не стирались и не выцветали до момента вывода стропа из эксплуатации. Если она пришита, шов должен быть прочным, если она металлическая, крепление (кольцо, зажим) должно исключать потерю при вибрациях и нагрузках.

Форма бирки стандартами жестко не регламентируется – производители могут использовать квадратные, круглые, фигурные и т.д. – главное, чтобы на них помещалась вся необходимая информация и она была хорошо видна.

Маркировка других грузоподъемных механизмов

Обязательна не только для стропов, но и для всех механизмов и устройств для поднятия грузов. Краны, тали, подъемники, траверсы, гидравлические тележки, съемные грузозахватные приспособления такие как талрепы – все должны иметь таблички или надписи с указанием собственной грузоподъемности (англ. SWL). Для кранов и лебедок такая информация обычно нанесена на металлических табличках, прикрепленных к раме, а для съемных приспособлений (типа строп) – на бирках, как описано выше. Кроме того, на ней могут указываться инвентарные номера, даты следующих испытаний и другая информация в зависимости от типа оборудования.

Пример: как определить грузоподъемность «паука» (четырехветвевого стропа)

Четырехветвевой строп часто называют «паук«. Такой строп состоит из четырех ветвей, сходящихся к одному общему звену, и может изготавливаться из цепей, канатов или текстильных строп. Узнать грузоподъемность «паука» можно по его маркировочной бирке – производитель указывает на ней максимальную нагрузку, на которую рассчитана стропа.

Г/п многоветвевого стропа задается при определенном угле между ветвями (как правило, 60°) и при одновременном использовании всех ветвей. Эти условия учитываются заводом-изготовителем и результаты внесены в паспорт и на бирку изделия. Она может содержать надпись «г/п 11.2т 6м, что означает г/п 11.2 тонны, если угол между ветвями 60° и длину 6 метров. Иногда обозначения бывают такие «4.25/5000» — это означает что г/п 4.25 тонны и длина 5 метров.

цепной паук или строп 4сц

Если бирка на стропе-пауке сохранилась, достаточно прочитать указанные на ней харатеристики и применять строп строго в указанных пределах. Если же она отсутствует или текст стерся – определять их «на глаз» недопустимо. Согласно требованиям безопасности, отсутствие маркировки делает строп негодным к эксплуатации.

В заключение, маркировочная бирка – это первый источник информации о стропе. Именно на ней сосредоточены все ключевые характеристики изделия: от типа и длины до допустимой нагрузки.

Хотите купить стропы или получить профессиональную консультацию, позвоните по номеру +7(495)006-12-37 или напишите на почту zakaz@stropexpert.ru. В нашем каталоге есть всё необходимое для подъёма и перемещения грузов. Доставка работает по всей территории РФ.

Все результаты поиска